Найти тему

«Не просто пугает, но и притягивает»

Сегодня я расскажу вам о ярчайшем представителе "Парижской школы", художнике, которого не все понимают, однако творчество его не оставляет равнодушным.

Хаим Соломонович Сутин (1893-1943)
Хаим Соломонович Сутин (1893-1943)

Хаим Сутин родился в 1893 году в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи. Он был из многодетной семьи, они голодали, Хаим наблюдал за серостью проходящих будней и не надеялся стать великим художником. В 1912 он отправляется в Париж, где начинает работать в «Улье» - коммуне для бедных художников, приезжающих во Францию со всех уголков земли. Там он познакомился с Марком Шагалом, Константином Брангузи, Робером Делоне. Но самым близким другом и покровителем Сутина становится Амадео Модильяни. Он устраивал художнику экскурсии по Лувру, обсуждал с Хаимом проблемы искусства и, несомненно, влиял на его творчество. Также, истоки, питающие талант Сутина стоит искать в работах старых французских мастеров и голландских живописцев. Рембрандт, чья живопись в свое время считалась революционной, останется для Сутина кумиром до конца его жизни.

Художник обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ: Шарден важен для него революцией в жанре натюрморта, Фрагонар – особенным «тактильным» мазком, Пуссен – стройностью композиции, сложной драматургией и чистотой цвета.

В живописи Хаима Сутина остро ощущается драматически противоречивый характер времени, драма эпохи, настроение потерянного поколения, и вместе с тем обнажённее выявляется невозможность глубоко эстетически раскрыть правду жизни, эстетически отразить мир в его революционном развитии. Жиль Делёз писал: «Драма жизни ужасает, но в этом крике отчаяния зрели все возможные радости линии и цвета».

Полотна Сутина не оглушают ложным пафосом, а, напротив, открывают те стороны действительности того времени, которые способны взволновать и заставить задуматься над человеческой судьбой.

Картины Сутина одновременно пугают и притягивают. Живописные полотна художника отличает склонность к подчеркнутой деформации натуры, резкие диссонансы цвета, стремительная динамика: свободные мазки краски, положенные в разных направлениях, создают напряженную пульсирующую среду, накладывая краску на холст слой за слоем, Сутин создает чувственную и эмоциональную живопись, которая берет верх над сюжетом, она на первом месте, она – основа творчества. Его живопись сияет цветом: великолепие белил, ультро-желтый, синий и особенно ярко-красный, из которого буквально сотканы полотна художника, все эти цвета изумительны по своей экспрессивной волнующей силе, общей нервной напряженности .

Тематический диапазон творчества Сутина – это портреты, пейзажи и натюрморты.

Портрет– жанр, которому Сутин был верен на протяжении всей жизни. Прежде всего, для него было важно передать суть человека, а во что он одет, в каком интерьере находится – для художника не имело большого значения. Сутин любил людей, но не всех: он любил нищих, чуднЫх, нелепых, одним словом, тех, кого он не боялся, кого понимал. Все эти его мальчишки, поварята, дамы – убогие, но веселые, мудрые. Он сторонился сильных и успешных, он умел видеть прелесть слабых. Экспрессионизм его портретов заключался в акцентуации недостатков его персонажей, но он не уродовал своих героев, не искажал их сознательно, он писал их такими, какими видел – милыми, трогательными, нелепыми, несовершенными, как и он сам, как и их мир. Такие особенные люди и вызывали особенную любовь.

"Мать и дитя", Хаим Сутин, 1942
"Мать и дитя", Хаим Сутин, 1942

"Маленький кондитер", Хаим Сутин, 1927
"Маленький кондитер", Хаим Сутин, 1927

Натюрморты, художник также писал на протяжении всей жизни. В ранних работах он изображал простую кухонную утварь и еду бедняков. В более поздних своих натюрмортах художник использовал метафоры, на которые Сутина вдохновляли Рембрандт и Жан-Батист Симеон Шарден . Именно в этих натюрмортах художник выражал самого себя.

"Натюрморт со скатом", Хаим Сутин, 1924
"Натюрморт со скатом", Хаим Сутин, 1924
"Освежеванный кролик", Хаим Сутин, 1921
"Освежеванный кролик", Хаим Сутин, 1921

В пейзажах Сутина с особой ясностью прослеживается его стилистическое развитие. С течением времени работы становятся все более изломанными, со сложной композицией, не следующим никаким правилам . Пейзажи более позднего периода сильно отличаются от ранних работ, в них уже нет прежней страсти и безбрежной эмоциональности., а в работах, написанных после 1936 года, ощущается усталость от болезни и предчувствие приближающегося заката жизни.

"Дом у дороги", Хаим Сутин, 1921
"Дом у дороги", Хаим Сутин, 1921

Лежат ли в основе работ Сутина пейзажные мотивы, показывает ли он простых людей, пишет ли натюрморты, портреты – художник неизменно воссоздает реальную жизнь, захватывает внимание зрителя, воплощает в материале свое состояние и свой мир, мир, где всех бьют, мир, который изгибается, деформируется и гнется под ударами. В галерее работ Сутина нет многообразиях человеческих характеров, бури жизни, столкновения страстей, сложных противоречий внутреннего мира человека — все это оказывается вне поля зрения художника. Картины Хаима Сутина являются воплощением внутреннего душевного состояния этого сложного, возможно немного странного, но без сомнения талантливого человека.