Большинство опрошенных россиян поддерживают ограничения на ввоз продовольствия из недружественных стран и считают, что отечественные продукты питания по качеству как минимум не уступают импортным.
Эмбарго: 9 лет спустя
Российское продовольственное эмбарго начало действовать в 2014 году в ответ на зарубежные санкции после присоединения Крыма. Его влияние неоднозначно: с одной стороны, эмбарго изменило структуру потребительского рынка, а с другой — позволило российским производителям увеличивать объемы своей продукции и конкурировать с импортными товарами. Сегодня ограничения на ввоз в страну сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, поддерживают 59% россиян; не одобряют таких контрсанкций 31%, или каждый третий.
- Сторонников эмбарго отличает возраст старше 35 лет (65% среди 35-44-летних; 67% среди 45-59-летних и 64% среди граждан 60+), среднее или среднее специальное образование (63% и 65% соответственно), хорошеематериальное положение (67%) и проживание в сельской местности (67%).
- Против ограничений на ввоз в страну продовольствия из ряда зарубежных стран чаще других выступает молодежь 18-24 лет (59%), люди с «плохим» материальным положением (44%) и жители обеих столиц (39%).
В год введения эмбарго бо́льшая часть россиян называла отечественные продукты питания более качественными в сравнении с импортными (2014 г. — 64%), но уже на следующий год показатель упал на 22 п.п. (2015 г. — 42%). Можно предположить, что это снижение — следствие не разочарования потребителя, а своего рода нормализация показателя на фоне высокой общественной поддержки отечественного производителя сразу после введения санкций. В сравнении с 2015 г. сегодняшние числа изменились незначительно: 39% считают, что отечественные продукты лучше по качеству, чем импортные (−3 п.п.); еще треть находит качество отечественных и импортных продуктов примерно одинаковым (34%, +2 п.п.); 15% более качественными считают импортные продукты (−1 п.п.).
Чем старше россияне, тем больше они уверены в высоком качестве отечественных продуктов: россияне старше 60 лет говорят об этом в 2,6 раза чаще, чем молодежь 18-24 лет (52% vs. 20%). Этот показатель также выше среди граждан с неполным средним и средним образованием (50% и 48% соответственно), опрошенных с хорошим материальным положением (46%) и проживающих на селе и в небольших населенных пунктах численностью до 100 тыс. человек (по 47%).
- Оценка отечественных продуктов и поддержка эмбарго связаны между собой. Сторонники эмбарго почти в два раза чаще говорят о более высоком качестве отечественных продуктов — 48% (vs. 27% среди тех, кто не поддерживает продовольственные контрсанкции).
- Среди выступающих против запрета на ввоз продовольствия из ряда западных стран более низкое качество отечественных продуктов отмечают 28%, это мнение сторонники эмбарго разделяют только в 9% случаев, то есть в три раза реже.\