Найти тему
VK Play

Бесконечный генератор историй: как Stellaris ощущается 7 лет спустя

Космическая песочница, которая способна подарить десятки часов удовольствия

4X-стратегии (игры, построенные на формуле «изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай») — пожалуй, самый странный, но в то же время крайне увлекательный жанр. Для большинства это просто набор excel-табличек и страниц, которые сложно устроены и обернуты в скудную графику. Ну как вообще это кому-то может нравиться? Что тут интересного? Но если раскусить замысел создателей и разобраться в основах, любая сессия превращается в безумное приключение. Даже если при этом ничего не происходит на экране.

Когда я задаюсь вопросом, о чем вообще Stellaris, то не могу однозначно ответить (кстати, очень похожа на «Точки» из-за системы навигации флота). Это игра, которая объединяет множество граней — политику, дипломатию, экономику, научные исследования, изучение космоса, масштабные сражения гигантских флотилий, борьбу с Левиафанами (могучими монстрами, размером с пару-тройку планет), поиск древних артефактов, социологию и бог знает что еще. Список ингредиентов настолько обширный и настолько богатый, что каждый находит, за что зацепиться. Даже если вы очень скучный, расчетливый или занудный.

И это как раз мой случай. Знаете, всякий раз, когда я возвращаюсь в Stellaris после выхода очередного дополнения (последним стало Galactic Paragons), то выбираю один и тот же вариант: из принципа играю за ученых-пацифистов, живущих при демократическом строе, мечтающих со всеми дружить и разгадывать тайны космоса. Каждый раз я получаю отчасти предсказуемую 50-часовую кампанию. И все равно мне весело и интересно.

В этот раз я по привычке бешено развивал экономику, постоянно менял внутреннее устройство государства, двигал вперед науку, раскидывал повсюду дипломатов и готовился формировать альянсы. Частично моим планам пришел конец, когда я осознал, что вокруг меня одни ксенофилы-пацифисты. Они хотят дружить и заключать союзы, а формировать федерации или становиться вассалами — как-то не очень.

В итоге я оказался заперт на своем клочке вселенной. Я не нуждался в армии, потому что мне не с кем было воевать. Никто не нападал, даже если я отправлял послов намеренно портить отношения и открыто оскорблял своих оппонентов. Для ИИ все мои попытки дестабилизировать ситуацию выглядели детским садом. Он безмолвно давал понять, что мне немедленно следует прекратить заниматься ерундой.

Сражения в Stellaris странные, но в меру захватывающие
Сражения в Stellaris странные, но в меру захватывающие

Дважды не выдержали только падшие (сомнительные черти с тыквой на голове). Да и те решили напасть не на меня, а на соседа, с которым я состоял в союзе. В первый раз все прошло как-то вяло — мы потолкались на границах, после чего мои партнеры, которые потеряли половину систем, предложили перемирие. Во второй — я час увлеченно планировал тактику, формировал новые части, строил защитные сооружения, после чего 5 минут наблюдал, как моя армия стирает в пыль космические бастионы, а вражеские флотилии бесследно исчезают в пустоте. И это с фракцией, которая способна запустить глобальный кризис.

После этого я опять буднично смотрел в монитор и следил за окошком в разделе технологий. Местами меня переполняли смешанные чувства. С одной стороны, я понимал, что уже давно пора запустить новую кампанию с иной фракцией, набором черт и признаков. С другой — я ждал нового уведомления об изученных технологиях, исследованных аномалиях и завершенных раскопках.

Типичный бой с Левиафаном
Типичный бой с Левиафаном

Я одержимо изучал космос. Неизвестность манила меня. Иногда мое ожидание оправдывалось. То редкий артефакт откопаю, при использовании которого ко мне на службу прилетают фанатики, то случайно призову Левиафана и он устроит геноцид колонии, то обнаружу древний бастион.

Интереснее всего было, конечно, следить за раскопками, так как на каждом этапе меня ждала удивительная история. Даже лучшие ученые умудрялись запарывать археологические проекты. Однажды я так лишился своего самого прокачанного специалиста, а заодно и лидера межгалактической империи (как будто мне мало было синтетиков-террористов, которые во время диверсии убили адмирала, восседающего в совете). Такое событие заставило меня пересмотреть текущий набор признаков и реформировать правительство — теперь большинство мест в нем занимали исследователи. В итоге моя нация чуть не померла от голода, а моя казна едва не истощилась. Пришлось стремительно перестраивать наукограды в фермерские колонии и решать проблему с едой и ресурсами.

Изучения аномалий или археологические раскопки непредсказуемы — итог может быть разным
Изучения аномалий или археологические раскопки непредсказуемы — итог может быть разным

Ближе к 2500 году синтетики в конец оборзели. С восстанием машин начался глобальный кризис, который также стремительно и завершился. Я прокатился флотилиями по карте и разнес каждую колонию. Получилось, как в той пословице: «Напугал ежа голой задницей».

Когда стало совсем скучно, а на горизонте замаячил финал, я решил стать вассалом своего соседа, которого по иронии судьбы через пару лет едва не выпотрошило очень маленькое и могучее государство. Оно стремительно захватывало его системы, а тот ничего не мог противопоставить — его защитные сооружения и армии дербанили флотилии с суммарной силой в 2 млн единиц (это очень много). Я поначалу хотел просто наблюдать за падением высокомерного засранца (ранее он отверг мое предложение об альянсе), но потом мне стало его жалко и я с трех направлений кинулся ему помогать. Теперь уже я, как Пакмэн, поедал одну систему за другой. Каково же было мое удивление, когда после победы в войне и наступлении 2500 года, мой союзник победил в партии по общему количеству очков, хотя по некоторым параметрам я закономерно входил в топ-2.

-5

После игры я побежал рассказывать о случившемся другу. И тогда он поделился своей историей. Как-то раз у него на планете в мире и согласии жили лисы-технари, которые выступали за дружбу, физику и матан, а также пауки и очень питательные моллюски. Так продолжалось ровно до тех пор, пока не случилось землетрясение, которое уничтожило аграрный сектор. В итоге дружелюбные лисы перебили пауков за право съесть всех моллюсков, построили храм превосходства и откололись от империи. И тогда у него встал выбор — играть за лис-ксенофилов или все-таки за лис-ксенофобов.

И в этом вся прелесть Stellaris. Стратегия предлагает поле для экспериментов. Здесь нет кампании или какого-то общего сюжета, ты сам сочиняешь историю, которая постепенно собирается из разных событий и решений. И хотя для людей со стороны, не знакомых с жанром, все происходящее покажется максимально скучным мероприятием, вы знаете, что на самом деле проживете очередное уникальное приключение.