Одно из самых интересных созданий славянского бестиария - это Змей.
Он появляется как в сказках, так и в быличках (что не одно и то же, т. к. сказки обладают характерными признаками, например, устойчивыми фразами или архитепичными героями, в то время как героями быличек являются знакомые люди, родственники, знакомые знакомых и т. п., и рассказываются без использования устойчивых конструктов).
Этот змей мог летать по воздуху, а жертв своих "давил", вероятно, как уж (мне не попадались истории, в которых змей кусал бы жертву), при этом о наличие у него крыльев не упоминается. К тому же змей был оборотнем и мог превращаться в очень красивого мужчину или принимать вид любого человека мужского пола. Таким образом он очаровывал женщин, чьи мужья были в отъезде или в армии, или же погибли.
Характерно, что такие существа наделены чертам вампира: их жертва постепенно начинает болеть, худеть и в конце концов погибает.
Тут ещё важно сделать такое замечание: вампиры и существа с вампирскими чертами/повадками далеко не всегда кусали жертв и собственно пили кровь, даже упыри или волкодлаки, которые являются буквально подлинными вампирами. На самом деле чаще они душили жертв или даже вытягивали жизненные силы без посредством укуса.
Змей приносит в подарок женщинам деньги или конфеты, которые позднее, когда чары спадают, оказываются, извините, какашками лошадиными.
На самом деле у многих народов есть истории о различных демонах, которые наведываются к женщинам в отсутствии мужей. Это могут быть призраки, которые посещают женщин, слишком долго оплакивающих умерших супругов, или такая нечисть, которая принимает вид уехавшего на заработки мужчины, чтобы так обмануть женщину (даже в греческих мифах Зевс проворачивал подобный фокус, когда пытался соблазнить будущую мать Геракла). То есть, мотив довольно-таки распространённый.
Через некоторое время посещения змея заканчивались тем, что он убивал женщину (если ей не удавалось спастись).
Ещё одной характерной чертой змея была его связь с огнём. Эпитеты "огнен" или "огняненный" наиболее часто употребляемые по отношению к змею, соотносятся с качествами этого существа, который напрямую связан с огнём.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что змей мог быть также олицетворением молнии.
Такой персонаж встречается в сказке "Звериная охота", которая по своей структуре и ряду признаков относится с одним из древнейших сюжетов. Там змей обольщает не жену, а сестру главного героя, при этом она помогает змею, пытаясь извести брата. Со стороны кажется немного странным: Змей говорит девушке, что им нужно убить её брата, чтобы быть вместе. В этом сюжете отражается тема похищения женщин: ещё во времена охотников-собирателей женщин воровали из соседних племён, ни считались ценным ресурсом (как в ранние, так и в более поздние времена), и, что интересно, зачастую похищения устраивались с попустительства самих женщин. В нашем, более современном восприятии, брат, который не согласился бы выдать сестру за того, кто ей понравился, насильно удерживающий её при себе, был бы злодеем, но с более архаичной точки зрения: брат и сестра живут одни в лесу, брат охотится, а сестра ведёт хозяйство, её потеря подрывала уклад жизни и, конечно же, терять работника брат не хотел. Жизнь была несоразмерно тяжелее, и люди представляли собой ресурс.
В финале брат проверят преданность сестры, пытаясь измерить, о ком она больше плакала: о нём или о змее? После чего убивает девушку, так как та выбрала змея.
В сказке "Финист Ясный" сокол к девушке летает прекрасный юноша в образе огненной птицы, но, кроме внешнего отличия в облике, в остальном все признаки такие же, как у змея: любовник посещает девушку тайно, меняет вид и также запрещает ей рассказывать о нём кому-либо.
Чтобы остаться с ним, она притворяется больной и не ходит в церковь. Нарушение запрета не рассказывать ведёт к прекращению связи: Финист улетает, и девушка отправляется на его поиски.
В быличках рассказывается о том, как к одинокой женщине под видом её мужа начинает летать змей, при этом женщина постепенно худеет (черты вампиризма у змея). Он предупреждает, чтобы она не рассказывала о нём никому, однако кто-то сторонний, обычно пожилой человек, по приметам догадывается сам. Способ избавиться - вызвать у волшебного любовника отвращение, притворившись, что ешь вшей (мерзко, но действенно, после этого змею только и остаётся, что плюнуть и улететь😝). Тогда змей оставляет жертву.
В быличках змей в таких случаях или просто улетает, отплёвываясь (ахаха, бормоча "и я ЭТО целовал!"), или говорит, мол, вовремя догадалась, а то ещё день и я бы тебя удушил.
То есть, ещё раз хочу подчеркнуть, что змей наделён чертами вампира, это роднит его с другими подобными демонами, отнимавшими жизненные силы у людей, и, видимо, с демонами болезней.
Змей упоминается в истории про любовницу Аракчеева (военный министр при Александре I). Настасья была не самым приятным человеком (мягко говоря). Её называли ведьмой и однажды одна из девиц, обиженных Настасьей, в отместку рассказала подружкам о том, что сама будто бы видела, как в спальню к "Настьке-ведьме" залетал огненный змей.
Узнав об этом, Настасья хотела вырвать девушке язык, но ночью брат несчастной пробрался в усадьбу и задушил Настасью. Брата и сестру казнили.
Исследователь болгарского фольклора, Уте Дукова, отождествляет змея и Змей-Горыныча. Безусловно, у Горыныч и змея есть схожие черты, но есть и существенные различия. В частности, Горыныч чисто былинный персонаж, а змей появляется как в сказках, так и в быличках, и даже в былинах, хотя тут момент не такой чёткий.
Горыныч является воплощением чудовищного противника в эпический произведениях (былина - идеальное прошлое народа), таких же, как Идолище Поганое, например. А змей - это демон, сродни тем же берегиням, лешим или русалкам, это "повседневная" сущность, если можно так выразиться. Присутствие в сказках доказывает древность образа, но не отменяет факта, что в 20 веке в это создание верили точно так же, как в домовых или упырей (в Горыныча уже не верили).
Мне всегда казалось, что эти два персонажа совершенно разные, хотя и обладают схожими чертами. Основное отличие Горыныча - его многоглавость. Ещё такой момент: Горыныч дышит огнём, а змей, хоть и связан с огнём, изрыгать пламя не может. Однако общие черты у них налицо и это не может быть простым совпадением.
Горыныч также владеет оборотничеством, как и Змей. Финист исключение, он птица, а не змея, но всё же я бы оставила его в этой группе. Тем не менее змей, как правило, обращается только в человека, Горыныч же то в колодец, то ещё в какой-то предмет.
Оба они змеи, во всяком случае, оба называются змеями, оба имеют отношение к девушкам, однако Горыныч похищает девушек и в былинах это выглядит также, как угон в рабство при набеге кочевников, а у змея, скажем так, подход более индивидуальный, в его случае девушки, как правило, сами хотят оказаться похищенными.
Если оставить в сторону былички и рассмотреть сказки и былины, то можно с уверенностью сказать, что, как в случае со Змеем Горынычем, так и со змеем, мотив змееборства очевиден (простите за тавтологию), но для змея мы имеем более древний вариант - согласие девушки.
Ох, тут придётся сделать большое отступление, но без него никак.
Так, драконы и девушки связаны прямо таки неразрывной нитью, девушки, которых приносили в жертву драконам, змеям, появляются в сказках, мифах и легенда с такой регулярностью, что ни для кого уже не секрет, что предки наши не на пустом месте всё это сочинили. Есть и археологические, и этнографические подтверждения, доказывающие - да, в прошлом люди приносили в жертву змею-дракону девушек. Змея самого не видели, конечно, но их это не останавливало.
Практически у любого народа можно встретить миф о том, как герой спасает девушку, предназначенную в жертву дракону. В.Я. Пропп писал о том, что наличие такого мифа говорит о существовании обычая и о прекращении отправления такого обряда, т.е., появление этого сюжета говорит о том, что в какой-то момент народ перешёл на новый уровень развития и человеческие жертвоприношения начали осуждаться. Однако до этого, при существовании обряда, о появлении сказки, где герой спасал бы жертв от змея, не могло быть и речи. Более того, если бы такой нашёлся, он, скорее всего, огрёб бы от самой девушки, и это не шутки.
Вспомните описание различных похорон богатых вождей, в частность Ибн-Фадлан рассказывал об одном таком. В могилу с вождём часто спускались его слуги и рабыни, чтобы сопровождать вождя в загробном мире, и та рабыня, которая соглашалась сделать это добровольно, получала привилегию в загробном мире. В посмертие люди верили свято, а до христианства с его равными возможностями для всех было ещё далеко, так что, зачастую, чтобы выгадать себе хорошее место на том свете, нужно было ещё очень сильно постараться. Но ,если ты родился рабом, то и в будущей смерти будешь рабом.
При этом жертва змею представлялась как его невеста. То есть, девушка, выбранная в жертву, становилась женой бога. С такой точкой зрения жертвоприношение приобретает иной вид.
Отголосок такого обряда виден в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", где есть и девушка, которую топят в воде, и козлёнок, которого тоже хотят зарезать как жертву.
А.Л. Баркова пишет о том, что христианские книжники на Руси в негодовании осуждали обряды жертвоприношения животных колодцам и рекам. Некоторые жертвы топились в реках, а других резали и поедали, разделяя часть трапезы (часть кидалась в воду, часть - съедалась).
В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" мы видим оба обряда.
А.Л. Баркова пишет о том, что различие имеет смысл: если жертвовали богу смерти, то жертвоприношение ни в коем случае не делили с ним, т.к. это жертва богу смерти и должна достаться ему целиком (поешь вместе со смертью - и скоро склеишь ласты, всё просто).
Вода является олицетворением изначального мира, мира до бытия, из которого затем родилась земля. Водяные боги и божки всегда очень грозные создания. Жертвы, которые приносились водяному богу, были полные. В обычном случае жертва - это еда, которую люди и сверхъестественные создания поедают вместе, чтобы установить связь, но в случае с богами смерти связь, как вы понимаете, устанавливать чревато.
Так как речь у нас идёт о славянском персонаже сказок, далеко ходить не буду, ограничимся только им. В.А. Рыбаков реконструировал в своё время славянское божество Ящера, которому поклонялись, преимущественно, на Русском Севере. Рыбаков реконструирует имя славянского бога - Ящер, или Яже.
Летом отправлялись ритуалы, во время которых в реке топили чучело девушки, либо избранная в деревне девушка (самая красивая), нарядившись, входила в воду, опускала жертвоприношение, и выходила. (Полагаю, что в более древнее время она не выходила).
Впрочем, жертвовали не только девушек, но и парней. См., например, историю о Садко, который получил богатства от морского царя, но взамен был вынужден спуститься под вод через несколько лет. Такие обычаи тоже известны, когда избранному человеку отдавали в пользование земли, скотину и прочее, но на год (или иной короткий срок), а по истечение срока приносили в жертву ради урожая.
Подробнее реконструкцию этого бога советую почитать у Рыбакова или у Барковой (она, всё-таки, современнее). Можно вспомнить ещё зверя-крокодила из реки Волхов, и другие примеры, но, если что - просто напишите в комментариях)),
для нас же сейчас важно то, что бог-дракон-змей, которому приносили в жертву девушек (и не только), в головах людей существовал и был наделён определёнными атрибутами.
Я понимаю, что огненный змея и водяной бог могу казаться созданиями противоположными, но для существ из мифов и легенд соединять в себе различные черты, иногда кажущиеся противоположными - это нормально.
Изначально Змей мало чем отличался от обычной змеии, разве что гораздо большими размерами, но со временем стал приобретать дополнительные черты, обзаведясь, к примеру, крыльями, или даже чертами лошади. К примеру, нам известен образ лунма - "лошадиный дракон", Кецалькоатл (пернатый змей), а Тугарин Змей вступает в бой с Алёшей Поповичем верхом на коне, при этом в ранних вариантах, по видимому, крылатым был именно конь.
Это связано, например, со сращением образов нескольких разных существ, как в случае создания русалок, или с переходностью атрибуции. К примеру, в более древние времена божество могло отвечать за одни сферы жизни, а с течением времени и развитием человеческого общества могло наделяться дополнительными чертами. Или же соотноситься с различными стихиями и сферами по принципу схожести внешних форм, как змея, которая является созданием явно земной стихии (*zemja - земля).
У. Дукова пишет о том, что изначальная природа дракона-змея представляла собой очень сложное синкретическое существо, соединявшее в себе змеиные, птичьи, антропоморфные черты, а также атмосферные и признаки.
Водяной змей - это бог, божество подземного мира, связанный с хаосом.
От него наш змей получил черту, за которую у восточных славян он носил прозвание Прелестник. Уте Дукова в работе "Наименования демонов в болгарском языке" говорит о том, что огненный змей в фольклоре был драконом, обитавшем на горе, он изрыгает огонь, его называют змей-горюн. Падение метеорита ассоциировалось со змеем. Южнославянский змей - это воплощение огня.
Так у нас есть как бы два змея: северный более "водяной", южный более "огненный". Их нельзя разделить настолько категорично, однако уклон в одну или другую стихию, похоже, связан с территорией.
Уте Дукова в работе "Наименования демонов в болгарском языке" упоминает о людях, которые по поверьям появлялись от связи женщины и змея и могли также превращаться в змея и защищали деревни.
Я находил также упоминания о том, что в ранних славянских фольклорных произведениях змеевич, т.е., сын, рождённый от союза змея и женщины, становился богатырём и убивал своего отца. Честно сказать, на конкретные примеры не натыкалась, но, зато, один такой пример знают все - это былина и Волхе Всеславиче.
Мать Волха случайно наступила на змею, после чего родила сына, который был одарён способностью превращаться в разных зверей и птиц, и, как полагается былинному герою, защищал людей от всяких нехороших врагов.
Поскольку одна из основных черт змея - соблазнение девушек, соблюдены, а вторая - оборотничество, - унаследована его сыном, думаю, этого змея можно смело причислить к сказочному, о котором идёт речь здесь.
Таким образом у нас есть все параллели: девушка, которая вступает в союз со змеем (в данном случае берётся силой), становится таким образом его женой, от их союза рождается герой, который наделён как чертами богатыря, так и ведуна - что нормально для более ранних преданий о богатырях , т.к. вождь племени был одновременно и шаманом, поэтому мы можем видеть, как похожими эпитетами или чертами наделялись былинные или даже исторически личности (попавшие в былины), как тот же Садко или Вещий Олег.
Волх Всеславич - идеальный легендарный герой, он и оборотень, и колдун, и воин. Таким виделись герои в более ранее время.
Подводя итог, если давать определение Змею, то получится примерно следующие:
Это демон, который имеет вид большой змеи, способной летать по воздуху (как китайский дракон, без крыльев), умеющий превращаться в человека. Он обладает чертами вампира и инкуба и питается "жизненной силой", очаровывая женщин. Он владеет и волшебством и может наводить морок на предметы. Убивает женщину после недели посещения (примерно), но может также выбрать себе понравившуюся невесту, которой сохраняет жизнь. От союза рождается человек с способностями к колдовству и оборотничеству.
Змей от моря пролетал к Дунаю,
Под крылом он нес красну девицу,
Как под правым нес красну девицу,
А под левым – уборы девичьи.
Скоро жажда одолела змея,
Он на землю выпустил девицу,
В лес зеленый по воду отправил.
Повстречала трех добрых молодцев.
Первый молвил: «Девица красива!»
Другой молвил: «Мы ее расспросим!»
Третий молвил: «Лучше расцелуем!»
Но сказала им красна девица:
«Прочь подите, три добрых молодца,
Я ведь, знайте, дочь царя честного,
А сестрица паши боснийского,
Верна люба огненного змея».
И по ровну полю полетела,
Будто бы звезда по ясну небу.
Из сборника Вука Караджича
«Сербские песни» (перевод Ю. Вронского)
Если понравилась тема, советую этот рассказ.