Эксперимент по маркировке антисептиков начался летом 2021 года и завершился в феврале 2023 года. Согласно данным платформы «Честный ЗНАК», к пилотному проекту по маркировке этой товарной группы присоединилось почти девять тысяч производителей, импортёров и продавцов дезинфицирующих средств. Осенью 2023 года коды DataMatrix начнут наносить на все антисептики, которые попадают на российский рынок, а это значит, что пора разобраться в правилах маркировки этой продукции.
Сроки обязательной маркировки антисептиков
Информация о том, когда нужно маркировать антисептики, дана в постановлении № 870, которое было опубликовано правительством РФ 30 мая 2023 года. В этом документе указано, что:
- с 1 сентября 2023 года все отечественные производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы антисептиков должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК»;
- с 1 октября 2023 года производители и импортёры дезинфицирующих средств наносят на свою продукцию коды маркировки и передают в «Честный ЗНАК» сведения о вводе товаров в оборот;
- с 1 марта 2024 года все предприниматели обязаны отправлять в систему маркировки данные о поэкземплярной продаже продукции на кассе;
- с 1 мая 2024 года все производители, импортёры и продавцы должны передавать в «Честный ЗНАК» информацию о движении товаров в объёмно-сортовом формате. Участники обязаны отправлять сведения о перепродаже антисептиков другим компаниям и о выводе их из оборота по причинам, которые не связаны с розничной реализацией товаров;
- с 1 сентября 2025 года все участники рынка антисептиков должны сообщать «Честному ЗНАКу» о движении каждого экземпляра маркированной продукции: о вводе в оборот, перепродаже и конечной реализации каждой упаковки дезинфицирующего средства. Для передачи данных необходимо использовать систему электронного документооборота (ЭДО).
При желании предприниматели могут начать отправлять в «Честный ЗНАК» сведения об обороте антисептиков с 1 сентября 2023 года. Это решение поможет им быстрее разобраться в том, как работать с товаром по новым правилам.
Маркировку товарных остатков (антисептиков, которые были введены в оборот до 30 сентября 2023 года) необходимо провести до 1 октября 2024 года. Таким образом, продавать остатки дезинфицирующих средств без маркировки можно до 30 сентября 2024 года.
Какие антисептики нужно маркировать
Как указано в постановлении № 870, программа обязательной маркировки антисептиков затронет две товарные группы:
Как работать с маркировкой антисептиков
В маркировке дезинфицирующих средств и растворов примут участие все предприниматели, которые имеют дело с этой продукцией: отечественные производители антисептиков, импортёры зарубежных средств, оптовые и розничные продавцы товара.
Всем участникам оборота антисептиков потребуется зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК». Для входа в Личный кабинет на сайте системы маркировки необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). УКЭП нужно выпустить на имя индивидуального предпринимателя или действующего руководителя юрлица. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре налоговой службы или у доверенных лиц ФНС.
Если компания уже проходила регистрацию на платформе «Честный ЗНАК» для участия в эксперименте по маркировке антисептиков, регистрироваться повторно не нужно.
Производителям и импортёрам необходимо создать карточки своих товаров в «Национальном каталоге» на сайте системы маркировки. Чтобы описать продукцию в «Национальном каталоге», потребуется отправить заявку на вступление в ассоциацию ГС1 РУС из Личного кабинета «Честного ЗНАКа». Только после этого участник сможет заказать для антисептиков коды маркировки.
Антисептики и другие дезинфицирующие растворы маркируются с помощью двумерных кодов DataMatrix. Производители и импортёры продукции заказывают их через Личный кабинет «Честного ЗНАКа» в разделе «Станция управления заказами». DataMatrix нужно оплатить: каждый код маркировки стоит 50 копеек без учёта НДС. Код потребуется нанести на каждую упаковку дезинфицирующего средства. После участник должен отправить в «Честный ЗНАК» данные о вводе антисептика в оборот. Если раствор произвели за границей, сделать это нужно до прохождения российской таможни.
Когда производитель передаёт антисептики оптовому продавцу или розничной сети, он отправляет покупателю универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки. Оптовик или розница сравнивают DataMatrix в УПД и на упаковках товара и подписывают документ. Обмен информацией происходит в системе электронного документооборота (ЭДО). После совершения сделки оператор ЭДО автоматически передаст в «Честный ЗНАК» данные о том, что промаркированные антисептики перешли в собственность другой компании.
При продаже антисептиков конечному потребителю в розничном магазине сотрудник торговой точки сканирует DataMatrix с помощью специального 2D-сканера и пробивает товар на онлайн-кассе. Касса передаёт данные о реализации средства в базу оператора фискальных данных(ОФД), который отправит эти сведения в систему маркировки «Честный ЗНАК» и налоговую службу.
Что потребуется для маркировки антисептиков
Подведём итог: какое оборудование нужно для маркировки антисептиков?
- Усиленная квалифицированная электронная подпись и специальное программное обеспечение для её использования на вашем ПК.
- Договор с оператором электронного документооборота.
- Принтер для печати кодов DataMatrix или модуль для прямого нанесения маркировки на заводской линии.
- 2D-сканер или терминал сбора данных с функцией сканера.
- Договор с оператором фискальных данных.
- Онлайн-касса с поддержкой формата фискальных данных 1.2. Обратите внимание на то, что кассовое и товароучётное ПО должно уметь работать с маркированной продукцией.
Штрафы за нарушение правил маркировки антисептиков
Отказ от маркировки антисептиков может повлечь не только штраф, но и уголовную ответственность.
Быстро разобраться в новых требованиях и соблюсти закон вам поможет комплексное решение Астрал.Маркировка. Сотрудники компании «Астрал-Софт» ответят на любой вопрос о маркировке антисептиков и полностью подготовят ваше рабочее место для обязательной маркировки.