Почему болгарские храмы «закапывались» в землю? Как в Османской империи шла исламизация христиан? Зачем мусульмане строили христианские церкви?
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого"
ПОЧЕМУ БОЛГАРСКИЕ ХРАМЫ «ЗАКАПЫВАЛИСЬ» В ЗЕМЛЮ?
В мусульманской Османской империи христианам не запрещалось строить свои церкви. Однако они не должны были быть выше всадника на лошади — то есть не более 3 метров. И почти пять веков османского владычества (1396—1878) болгары были вынуждены соблюдать этот закон.
Но, как говорится, голь на выдумку хитра, и болгарские храмы стали... закапываться глубоко в землю! Над поверхностью строение было совсем невысоким, а под землей — обычная церковь достаточной площади и объема. Такая, как, например, церковь Пресвятой Богородицы в Созополе, построенная в 1482 году.
Впрочем, наличие разрешения на постройку христианских храмов вовсе не означало отсутствия давления со стороны турок на христиан. Наблюдалась и насильственная «исламизация населения».
КАК В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ШЛА ИСЛАМИЗАЦИЯ ХРИСТИАН?
Зачем? Османской империи были нужны солдаты-единоверцы, чтобы воевать в Австрии, Польше, России... Поэтому турки занимались исламизацией по трем направлениям.
Первое — обращение в ислам целых регионов. В основном, в бедных горных районах. Бедных — чтобы не пострадал сбор налогов: правоверные платили заметно меньшие налоги, чем христиане.
Второе — обращение в свою веру десятков тысяч пленных, которых Османская империя добывала в войнах и набегах в Европе и России.
На третьем месте — т. н. «кровная дань». Периодически, раз в 2—3 года, турки забирали из христианских семей подростков 12—16 лет. Затем их обращали в ислам и обучали для работы администраторами, службы в армии офицерами и т. д. Часть этих детей даже становились янычарами личной гвардии султана.
Эти молодые люди, конечно, знали, что они — болгары, греки или сербы. Каждые 3 месяца они получали денежное довольствие. Ведомости выглядели так: «Ахмед — болгарин — 30 акче, Мехмед — грек — 32 акче, Абдулла — албанец — 35 акче...»
Обратный переход из ислама в христианство считался тяжким преступлением и наказывался мучительной смертью — побиванием камнями, сажанием на кол, подвешиванием на железный крюк... Некоторые болгарские святые XV—XVIII веков приняли мученическую смерть именно потому, что легкомысленно приняли ислам, а позже, раскаявшись, снова стали христианами.
ЗАЧЕМ МУСУЛЬМАНЕ СТРОИЛИ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ?
Справедливости ради надо отметить и то, что в XV— XIX веках были случаи, когда мусульмане строили христианские церкви и монастыри! Как правило, это были богатые мусульмане с высоким положением в местной администрации, армии или даже среди судейских.
Вот только несколько примеров.
На востоке, на побережье Черного моря, есть город Поморие, где находится одна из популярных христианских обителей в Болгарии — монастырь Святого Георгия. Он существовал еще в Средневековье, но был разрушен при османском вторжении и восстановлен в XIX веке богатым турком Селим-беем. По преданию, он был тяжело болен, но пил воду из источника, бившего среди руин монастыря, и выздоровел. Затем святой Георгий явился ему во сне и повелел восстановить монастырь. Селим-бей выполнил заповедь, и этот монастырь мы сегодня можем видеть воочию.
Другой случай. На окраине Асеновграда есть Араповский монастырь. Легенда гласит, что в XIX веке жена местного правителя заболела. Правоверный слышал, что вода из священного источника на окраине соседнего села Златоврых (сейчас Арапово) исцеляет христиан. Он отправился туда с больной женой, которая умылась и исцелилась. Благодарный бей воздвиг христианский храм у источника, а затем здесь был основан и монастырь.
В городе Скопье — некогда (в X в. н. э.) болгарской столице, а сейчас столице Республики Македония — находится известный храм Святого Димитрия. Он также был построен областным правителем Скопье — мусульманином Хаджи Алиш-беем в XVIII веке на столбах старой православной церкви XVI века.
Подобных болгарских преданий десятки, но убедительных доказательств того, что мусульмане восстанавливали и строили новые христианские обители (как, например, монастырь Святого Георгия в Помории), немного. В таких случаях историки, как правило, опираются на косвенные доказательства. Поступим и мы так же.
КТО ТАКИЕ КРИПТОХРИСТИАНЕ?
В Национальной библиотеке Кирилла и Мефодия хранятся более 5000 согласительных актов между братьями и сестрами. В них можно увидеть, как 6—7 взрослых детей в присутствии нотариуса делят меж собой наследство — поля, стада, дома, орудия труда...
Что неожиданно, среди наследников мы видим детей как с христианскими именами (Михаил, Георгий, Димитр, Марта...), так и с мусульманскими: «Ахмед, Абдулла...»
Ахмед, несомненно, — кровный член семьи, который без ссоры с братьями-сестрами-христианами получает свою долю наследства. Очевидно, что речь идет о мальчике из христианской семьи, «взятом через кровную дань» и принявшем ислам.
Это означает, что «взятые» через «кровную дань» юноши не теряли память рода. Очевидно, что не все они становились фанатичными мусульманами. Они помнили свою семью, знали родственников-христиан, может быть, поддерживали с ними связи.
Вероятно, когда христиане начинали строительство церкви, они обращались к своим братьям — уже иноверцам. И нередко новоиспеченные мусульмане помогали в этом. Это означает, что, по крайней мере, в первом поколении подобных молодых болгар могли быть скрытые христиане. Или, используя научный термин, — «криптохристиане».
Как правило, они официально соблюдали Коран, но в домашней обстановке продолжали придерживаться христианских обычаев. Подобное тайное христианство преследовалось и со стороны османских властей, и христианской церковью (религиозная догматика нигде не допускает двоеверия). Для христианских пастырей криптохристиане — «богохульники». Еще непримиримее ислам — принявший однажды эту веру ни при каких обстоятельствах не может отказаться от нее, а если это сделает — как правило, платит своей жизнью. Тем не менее мусульмане становились ктиторами (то есть спонсорами, используя современный термин) христианских храмов на болгарских землях.
Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
Автор книги: Андрей Кудин
Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни
►Мой YouTube канал Путешествия, страны и города
Аудиокниги Андрея Кудина:
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":
Электронные книги Андрея Кудина:
►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос
►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)
Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:
#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги