TAIKA WAITITI
TAIKA DAVID COHEN WAITITI
Новозеландский актёр, режиссёр, сценарист и комик.
Родился 16 августа 1975 года в Веллингтоне (Новая Зеландия). Отец - маори, мать - еврейка. В начале карьеры использовал девичью фамилию матери - Коэн.
Изучал драматургию в Университете королевы Виктории в Веллингтоне, где был участником нескольких комедийных трупп и выступал дуэтом с Джемейном Клементом.
Дебютировал как актёр в роли Алекса в фильме «Маски» (1999). Затем снимался в эпизодических ролях на телевидении и снимал короткие метры. 2005 год стал поворотным для молодого режиссёра: его ленты «Дети Бога войны» и «Две машины, одна ночь» были отмечены призами Берлинского кинофестиваля и фестиваля «Сандэнс», а также номинацией на премию «Оскар».
В 2007 году вышел первый полнометражный фильм за авторством Вайтити - романтическая комедия «Ор`л против акулы», где одну из главных ролей сыграл его друг Клемент.
Мировую известность обрёл благодаря работе над картиной «Мальчик» (2010? приз МКФ в Берлине), вампирской комедией «Реальные упыри» (2014) и кинокомиксом «Тор: Рагнарёк» (2017).
Никто не знает о вашем опыте больше, чем вы сами. Так что, если вы пишете о других людях, найдите кого-то похожего на вашего персонажа. Возьмите у них интервью, проведите с ними время и узнайте подробности их жизни, подробности, которые делают этих людей живыми, подлинными. Вам придется как следует походить и пообщаться с людьми, а не просто сидеть и выдумывать. И важнейшая часть этой «беготни» заключается в том, чтобы прислушиваться к советам других. Итак, 20 советов по написанию сценариев от Тайки Вайтити:
- Как режиссер вы не имеете права говорить: «Они просто меня не поняли».
Кинотеатр — это ваш путь к общению с другими людьми. Ваши возвышенные идеи могут показаться непонятыми, если другие не разделяют вашего видения… Но вы все равно хотите общаться с аудиторией. Тогда следите за тем, чтобы ваша машина эмпатии постоянно была в рабочем состоянии. Вы должны остро ощущать - получаете ли вы максимальную отдачу от своих слов.
- Ваш сценарий должен быть единственной презентацией, которая вам понадобится.
Не знаю, как вам, а мне всегда было комфортно в любой в комнате, кто бы там ни находился. Я никого не собираюсь подавлять своей подачей. Но при этом у меня тонна уверенности в том, что мне удалось воплотить на страницах своей рукописи.
Не волнуйтесь о том, как сложится разговор. Просто сделайте так, чтобы люди захотели прочитать ваш текст, восприняли ваше видение.
- 90% всех идей — дерьмо. Пусть это соотношение позволит вам расслабиться при написании текстов.
Отбросьте идеи. Вам не нужно записывать каждую сценарную идею или гоняться за бесконечными черновиками. Плохие идеи появляются каждый день. Сохраняйте спокойствие, и не бойтесь отступить от навалившихся мыслей.
Свыкнитесь с дикими колебаниями; не бойтесь все отбросить и начать заново.
- Легкий путь в конечном итоге становится трудным, потому что вы платите цену, которая приводит к посредственности.
Иногда испытания и невзгоды идут писателю на пользу. Вы знаете, чувствуете, что ваша работа обязана стать первоклассной, вы стремитесь к совершенству. И у вас не будет иллюзий, когда вы увидите, что лишь с «хорошим» сценарием далеко не уйдешь. Если бы все было слишком просто, вы бы всегда пытались продвинуть средний текст вместо того, чтобы сделать его лучше.
- Никогда не начинайте с темы.
Вместо этого - соберите достаточное число крутых (по вашему мнению) сцен, и собирайте их пока не найдете какую-то форму для своего сценария. Лишь тогда вы найдите свою тему.
Темы важны для написания, но может быть проще написать свою историю, а тему проработать позже. Иногда, чтобы узнать, что у тебя внутри, нужно действовать в обратном порядке. Темы проявляются тогда, когда у вас под рукой уже несколько черновиков.
- Как следует промассируйте аудиторию своим рассказом.
Опробуйте свой сценарий и фильм, дайте его почитать/посмотреть нескольким людям, чтобы убедиться, что вы не утомляете и не чрезмерно стимулируете свою аудиторию.
Я, например, очень люблю привлекать как можно больше читателей к читке своих черновиков. И я всегда слежу за тем, чтобы это были люди из разных слоев общества или люди с разными вкусами.
Проверьте текст на людях, которые одновременно и суровы, и легки. Посмотрите, как им нравятся персонажи и темы. Отполируйте и перепишите текст на основе своих заметок. Убедитесь, что ваша история удерживает аудиторию на каждом этапе повествования.
- Уделите написанию сценария столько времени, сколько сможете.
Некоторые идеи приходят быстро и реализуются за неделю. Другим может потребоваться время. Никогда не торопите процесс, не давите на вашу историю. Пусть слова ударяются о бумагу и вытекают из вас с естественной скоростью.
После того, как вы закончите первый набросок, потратьте время на каждый акт. Позвольте себе обдумывать историю снова и снова. И если идея вырывается из вас, не тормозите ее. Просто позвольте всему прийти в свое время. Но полируйте текст слишком тщательно.
- Чтобы шутки оставались свежими, используйте их в сценарии только в качестве предложения и исследуйте, что вы можете сделать с ними во время съемки.
Часто на создание фильма уходит так много времени, что к моменту, когда включаются камеры, шутки кажутся безнадежно устаревшими. Кинопроизводство — это сотрудничество. Снимайте по сценарию один раз, но оставьте место для новых идей и новых экспериментов.
Иногда никакие повествовательные линии не сработают, и тогда вы вынуждены будете прибегнуть к яркой, визуальной шутке. В других случаях у вас может быть что-то, что кажется вам составной частью духа времени, и вы захотите за этот элемент держаться.
Всегда пробуйте новое.
- Какими бы необычными ни были ваши персонажи, всегда делайте их более человечными и близкими.
У вас могут быть инопланетяне, вампиры, любой плод воображения, но то, что делает персонажей особенными, так это то, как мы относимся к ним. Кино — это эмпатия.
Вы сопереживаете тому, что происходит в вашей истории? Вы чувствуете связь с персонажами? Убедитесь, что эта связь выходит за рамки того, кем или чем они являются, и действительно проникает в вашу душу.
- Всегда параллельно занимайся своими делами.
Ваш голос — это то, что отличает ваш проект от остальных. Что вы можете сказать о мире и нашем коллективном опыте? Что вы хотите, чтобы аудитория поняла после прочтения вашего материала? Займитесь своими делами и позвольте тексту привести других в те миры, которые вы создаете.
- Неудача — это прекрасно.
Неудача — это хорошо. Неудача учит вас тому, что 99% времени вашего пребывания в этом городе люди будут отвергать вас.
Вы смелый, вы идете на риск и выкладываетесь по полной. Но именно неудачи заставляют вас по-настоящему копаться в своих лучших идеях и лучших работах.
- Работайте с друзьями. Они всегда будут честными, и вам не придется ходить вокруг да около.
В числе лучших вещей, которые вы можете сделать для себя, — это создать сеть друзей, которые могут помочь вам в вашем ремесле. Вы можете обмениваться сценариями, поддерживать друг друга эмоционально и быть рядом при взлетах и падениях вашей карьеры. Друзья также могут быть режиссерами, сценаристами и операторами, помогающими воплотить ваши идеи в жизнь.
Будьте милыми, заводите друзей и работайте с ними!
- Начните с начала и конца, затем определите промежуточные сцены. Обрисуйте в общих чертах всю свою историю, и только после этого приступайте к ее написанию.
Мы твердо верим в последовательное выполнение шагов, которые помогут вам воплотить ваши идеи. Если у вас уже написан финал, вы всегда знаете, куда движется ваша история. А работа над серединой и другими частями — это процесс.
Так что делайте свою работу. Подготовьте, набросайте и напишите, как и когда сможете. Но сделайте предварительную работу, и отнеситесь к этому серьезно. Поверьте, это ускорит процесс.
- Не бойтесь дать вашей родной культуре протекать через всю вашу работу и стать частью вашего авторского голоса.
Я помню, как посещал курсы сценарного мастерства Лин Эллиот в Университете штата Пенсильвания и изучал основы сторителлинга. Она сказала нам, что важна не только история, но и то, как вы ее рассказали. Каждый раз, когда я думаю об идее голоса, я возвращаюсь к этому уроку.
Ваш голос — самое ценное в вас как в авторе. Это же уникальный способ рассказать читателям о ваших мыслях, убеждениях и видении. Это то, что позволяет вам разработать ваш неповторимый почерк. Люди должны иметь возможность пользоваться вашими сценариями и ожидать постоянства, которое вы предоставляете - всегда вовремя.
- Фильтрация написанного — это ключ к тому, чтобы ваши сценарии не раздувались.
Важна ли для вас эта сюжетная линия? Нужен ли вам весь этот диалог? Достаточно ли напряжения в ваших действиях?
Столько сценариев уходят в мир и теряют читателей из-за всех лишних слов на странице. Отрежьте лишнее. А потом еще отрежьте чуть-чуть
.
16. Обязательно сделайте противоположное тому, к чему вы вели аудиторию в начале.
Хотите быть оригинальным? Проложите свой собственный путь. Подорвать стереотипы и обмануть ожидания аудитории. Работайте, чтобы сделать что-то, чего вы никогда не видели. Или поработайте над старой классикой.
Но создайте захватывающий фильм, который вы бы сами хотели посмотреть в первые же выходные.
- Помните, что фильм — это побег, поэтому не бойтесь использовать человеческий абсурд в своем сценарии и найдите правильный баланс между юмором и драмой.
Жизнь немного сумасшедшая, а сумасшествие на экране - тем более нормально. Тона вашего повествования должны быть сбалансированы, но у вас всегда есть все ваше воображение.
Внесите все — юмор, драму, поднимите ставки, и пусть все эти краски раскрывают ваших персонажей, ваш мир.
- Не пытайтесь копировать чужую карьеру, придерживайтесь своего мнения и следуйте своему видению.
Одна из самых разочаровывающих качеств Голливуда заключается в том, что здесь нет четкой лестницы вверх. Вы не можете подражать тому, кто был до вас, вы можете только найти свой собственный путь. Пишите свои истории, и мир вас заметит.
- Сначала пишите все от руки. Затем, когда у вас будет структура вашей истории, начинайте печатать ее.
Невероятно важно делать обширные заметки от руки, и в них - следовать своим самым смелым чаяниям. Не все идеи должны быть включены в сценарий, но если вы начнете вручную, вы сможете физически увидеть все нити истории и увидеть, какие элементы действительно складываются воедино.
- Сначала сделайте свою работу. Напишите весь сценарий, и пока он не будет готов к съемкам, не займитесь финансами.
Огромное количество начинающих авторов присылают свои великие идеи... облеченные в форму плохих сценариев. А между тем, ваша работа заключается в том, чтобы переписывать и переделывать тексты, пока они не станут идеальными.
Не рассылайте тексты слишком рано. Убедитесь, что они действительно готовы.
---------------------------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: