Найти тему
ООО "ЦифраБез"

Право на доступ к информации

В прошлый раз мы определили, что у каждого гражданина России есть конституционное право на доступ к информации. Но право не означает вседозволенность. Право это возможность, которой гражданин может воспользоваться, а может, и нет. Поэтому право требует регулирования.

Такое регулирование устанавливается статьёй 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

Что определяет эта статья?

Статья определяет, что любой гражданин и организации могут осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, которые определяет закон.

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Таким образом, закон однозначно говорит о том, о чём мы говорили ранее. Информацию можно собирать, обрабатывать, которая собрана ЗАКОННЫМ способом. То есть если информация собрана вами незаконно, то вы её обрабатывать не имеете права и в случае, её кражи, к примеру, и нанесения вам какого-то вреда, вы не сможете её защищать правовыми средствами, так как вы сами нарушили закон. Об этом правиле необходимо помнить всегда и везде. Защищать можно исключительно законную информацию. Всё, что собрано вами вне закона, обладатель информации может обрабатывать, но на свой страх и риск. В правовом поле обеспечить защиту такой информации невозможно.

Закон также устанавливает, к какой информации не может быть ограничен доступ.
Это нормативные акты органов государственной власти, где затрагиваются свободы, права, обязанности граждан, а также правовые положения (права, обязанности, полномочия) организаций, полномочия государственных органов власти и местного самоуправления. То есть нельзя ограничивать доступ к документам (положениям, приказам, постановлениям и т.п.), где органы государственной власти налагают какие-либо права и обязанности на граждан. Такие документы всегда остаются открытыми и общедоступными. Также нельзя ограничивать доступ к правоустанавливающим документам организаций, где определяются права, обязанности и полномочия таких организаций (к примеру, к таким документам относится устав организации). Нельзя ограничивать доступ к документам органов государственной власти, где определяются права, обязанности, полномочия этих органов, а также органов местного самоуправления. К таким документам, к примеру, можно отнести положения об органе, регламенты по его работе с гражданами и тому подобными документами.

Нельзя ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды (то есть, той информации, которая, напрямую затрагивает каждого гражданина, состояния его безопасности по нахождению на определённой территории), рисков возникновения экологических катастроф и бедствий. Такую информацию, к примеру, на своих сайтах содержит МЧС России в каждом регионе.

Нельзя ограничивать доступ к информации, которая раскрывает деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, также информации, которая раскрывает сведения по использованию бюджетных средств. При этом необходимо обратить особое внимание, что несмотря на такое требование в законе, есть другие федеральные законы, которые, наоборот, ограничивают доступ к информации. Ранее мы с вами уже определили, что обладатель информации обязан ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами. Перечень такой информации достаточно обширен и постоянно меняется, поэтому мы рекомендуем его постоянно контролировать и держать в закладках. Когда мы начнём вам рассказывать о том, как строить систему информационной безопасности в организации, тогда мы не раз ещё будем возвращаться к данному перечню.

Нельзя ограничивать доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, информационных системах различного назначения, цель которых - это обеспечение граждан и организаций указанной в данном абзаце информацией. Исходя из этого положения сейчас государство проводит оцифровку открытых фондов и переводит их в информационные системы, где граждане смогут с ними ознакомиться.

Нельзя ограничивать доступ к информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (кроме сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации). Таким образом, архивные фонды также должны быть оцифрованы, а далее к ним предоставлен доступ. Но законодатель и здесь определил, что есть исключения, и они определяются федеральными законами. Мы снова с вами утыкаемся в вышеуказанный перечень.

Также нельзя ограничивать доступ к информации, которая определяется другими федеральными законами и если это прямо в них указано.

4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Государственным языком в России является русский язык. Поэтому все сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить предоставление информации на русском языке, а также если в регионе России применяется и региональный (местный) язык, то и информация должна быть подана и на нём.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Право на доступ к информации охраняется законом, а потому, если гражданин считает, что его право нарушено, он имеет право на обращение в вышестоящий государственный орган власти или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Обратите внимание! По сути, из данной статьи следует, что граждане не могут обращаться к примеру, в прокуратуру, если только сама прокуратура не нарушила право гражданина. То есть обращаться гражданин может только в этой ветви в вышестоящую инстанцию, либо должностному лицу в этой же ветви, этого органа власти, либо сразу в суд. Таким образом, по формальным причинам, если гражданин обратится в другой орган государственной власти с жалобой на другой государственный орган, гражданину могут отказать в рассмотрении его жалобы.

Если гражданин от нарушения права на доступ к информации понёс какие-либо убытки, получил ущерб, то возмещение такового производится только через суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Гражданам предоставляется на бесплатной и свободной основе доступ к следующей информации:

  • информация, которая размещается на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в Интернет;
  • информация, где прописываются права и обязанности граждан, а также права и обязанности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • информация, которая в силу других законов, должна быть общедоступна для граждан.
8. Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вводить плату на доступ к информации, только когда это прямо прописано в законе. В остальных случаях доступ предоставляется бесплатно.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
ст.8 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Следующий раз, мы поговорим с вами об ограничении доступа к информации.
Увидимся на страницах данного блога!