Очень многие спрашивают, стоит ли экономить на платной трассе и объезжать М4 "Дон" по альтернативным, бесплатным дорогам. В этой статье я расскажу о личном опыте и попытаюсь собрать воедино все советы и рекомендации бывалых водителей и дальнобойщиков. 🚛🚗🚚
Личный опыт
По М4 я ехала впервые. Ощущения, как будто попал в метро: вокруг куча людей, которые все куда-то очень спешат, и только ты один на один со своей печалью. 😅 Полная дезориентация - ты просто несëшься, подхватываемый потоком, в надежде, что всем туда же, куда и тебе.
Примерно через полчаса ты уже вливаешься в ритм трассы, начинаешь изучать указатели, знаки и понимаешь, что здесь ты точно не заблудишься. Потом хочется бóльшего - понять, как работает вся эта непонятная система, а уже после приходит желание сэкономить.
Итак, наш путь в сторону Крыма обошёлся в 2400 рублей. Заехали мы на М4 в Тульской области, сразу после Венëва, а выехали перед Краснодаром, уйдя на Тимашевск. Уже после поняли, что надо было уходить раньше, (на Кисляковскую, Ленинградскую и Брюховецкую) тогда бы сэкономили на паре - тройке участков. Илюха Крымский был прав. 😁
Участки М4 "Дон"
Вся трасса разбита на участки, большинство из которых платные. В конце каждого платного участка находится пункт взимания платы. Актуальную стоимость можно посмотреть на официальном сайте "Автодора" -
Там, кстати, тарифы на 6 платных дорог:
- М1 (Беларусь)
- М3 (Украина)
- М4 (Дон)
- М11 (Нева)
- М12 (Восток)
- ЦКАД
Можно прямо на сайте рассчитать ориентировочную стоимость конкретно Вашего пути - для этого нужно ввести пункт отправления (место въезда на платную трассу) и пункт назначения, а так же категорию Вашего ТС и время проезда. Учтите, что сейчас нет ночных тарифов, во всяком случае, для легковых - сэкономить на проезде можно только в будние дни, с понедельника по четверг. С пятницы по воскресенье тариф будет дороже.
Транспондер - нужен, или нет?
Транспóндер - это устройство для автоматической оплаты проезда платных дорог. Стóит порядка 3200 рублей на сайте Автодóра (увы, там их сейчас нет в наличии, но можно сделать предзаказ) и от 10000 рублей (!) на других сайтах, даже на Вайлдберриз и Озон. 😱 После покупки его нужно зарегистрировать в официальном приложении и пополнить счёт.
Преимуществ на сегодняшний день он даёт мало - на протяжении всей трассы М4 всего 2 участка, (в Воронежской области) где проезд с транспондером будет дешевле: экономия составит 330 рублей в одну сторону за оба участка в будни, или 440 рублей в выходные. (Для легковых автомобилей) Если Вам нужно раз в два года выехать на юга, то смысла в его приобретении я не вижу абсолютно никакого, но если есть возможность одолжить транспондер у знакомых, как это сделали мы, то лишним он точно не будет. На пункте взимания платы полосы с оплатой транспондером всегда свободны, в отличии от оплаты наличными или картой. Один минус: устройство не всегда срабатывает автоматически - чтобы заветный шлагбаум открылся, порой приходится устраивать "танцы с бубном", высовывая транспондер в форточку и тряся им в пустоту. 😂 (Непонятно, где именно находится считывающее устройство)
За оплату транспондером в приложении начисляются баллы, которые, впоследствии, можно будет потратить на скидку: для тех, кто часто ездит по плáткам - тоже приятный бонус, но это не точно. 😁
Альтернативная бесплатная дорога
По закону РФ у каждой платной дороги должен быть бесплатный объезд. Но здесь, зачастую, как в песне: "он как бы есть, но его как бы нет".
К примеру, я прям настоятельно рекомендую éдущим в Крым объехать все участки М4 от Ростова-на-Дону через Азов и дальше по стани́цам, на Тимашевск: ехала там сама - дорога хорошая, полёт нормальный.
Местами населённые пункты и немного ремонтов - не без этого. Но и на плáтке Вы обязательно встанете в пробку на ремонте в Каменск-Шахтинском и его окрестностях, (бывалые водители говорят, что ремонты там идут с Сотворения мира) а так же не исключены заторы из-за аварий и ДТП, которые, увы, нередко случаются из-за любителей скорости и прочих нарушений ПДД. 😕 К примеру, мы видели 20-километровую пробку в Ростовской области из-за серьёзной аварии.
Ещё на обратном пути мы сэкономили, уйдя после Воронежа на Липецк. (Данков, Епифань, Кимовск, Серебряные Пруды, Зарайск, Луховицы) Эту дорогу я тоже могу порекомендовать тем, кто живёт к востоку от Москвы. Плюсы: отличное дорожное полотно, можно заехать на Куликово поле. Минусы: в Тульской области практически полное отсутствие связи, (Билайн) хотя, к слову сказать, такое бывало и на плáтке. Ещё минус: невозможно найти приличную столовую или кафе. Мы нашли лишь "Пятёрочку" и ограничились бутербродами. 😋
Итого: обратная дорога по М4 обошлась нам в 760 рублей, против 2400 туда. Экономия почти в три раза, при этом во времени мы проиграли, максимум, на час-полтора.
Информация к размышлению 🤔
"Примерно с осени 2023 года уже поставят "на счетчик" Батайск - Богучар, и, как минимум, Ростовская область (за исключением Тарасовского и участка Новоперсиановка - Рассвет - Аксай - Койсуг) в плане бесплатных участков вплоть до Краснодара, (1319 км М4) накроется медным тазом. Это не моя информация - взял с канала "Дороги России", который часто читаю - автор из числа тех, кто непроверенную информацию публиковать не будет. И тогда М4 "Москва - Краснодар" в один конец обойдется примерно в 5000 рублей." -
пишет Андрей Греков, водитель с большим стажем и подписчик канала. Публикую его слова, потому что сама слышала аналогичную информацию. Ездим, пока дешевле! 😃
Выводы 👩🏻⚖️
- Платную дорогу при желании объехать можно, вопрос лишь в рациональности и целесообразности. К примеру, все водители в один голос не советуют соваться в Рязанскую область и Тамбов - дороги там оставляют желать лучшего.
- Самым удачным решением будет: часть проехать по М4, а часть объехать по альтернативным бесплатным дорогам. Чтобы не пропустить нужный поворот, ориентируйтесь не только на навигатор, (он реально может тупи́ть) но так же и на указатели: в конце платных участков везде стоят огромные щиты, с указанием путей объезда. Сбавьте скорость, сконцентрируйтесь - всё это поможет не переплачивать лишних денег.
- Время суток не влияет на стоимость проезда по М4 - и днём и ночью тариф один. Экономия будет только при проезде в будние дни, а с пятницы по воскресенье (и в государственные праздничные дни) придётся заплатить ~ на 20% больше.
- Транспондер покупать не обязательно, но если друзья дают попользоваться - не отказывайтесь, лишним не будет.
- Если Вы выбрали движение по альтернативным бесплатным участкам, подгáдывайте, чтобы проходить их вечером, ночью или ранним утром - населённые пункты на пути в это время особенно свободны.
- Двигаясь по бесплатным участкам, имейте с собой небольшой запас воды и еды - здесь не так часто можно встретить придорожные кафе, за то в населённых пунктах полно продуктовых магазинчиков, где всегда можно что-то купить.
- Последнее и, пожалуй, самое главное:
Не забывайте про отдых и сон! Помните, что Ваша главная цель не доехать быстрее до моря или обратно, а доехать живым и здоровым. Берегите себя и других участников движения! А ещё - оставайтесь со мной "В канале". Ваша Аленка. 🤗
Продолжение о поездке в Крым в 2023 году: Сбербанк в Крыму и способы оплаты покупок 💵