Найти тему

Защитить Красоту и Любовь.

Душевные раны, любовь и красота. Как помочь человеку в борьбе с внешним злом? А в борьбе с самим собой? Что главное в романе? Сам И.Ефремов свой роман «Лезвие бритвы» называл экспериментальным. Почему?

Цель романа – показать психологическую сущность человека с научной точки зрения. Но наука, как правило, сухая логика. А здесь тончайшие переливы чувств, образов. Попытка отражения науки в жизни? Отражение сложных вопросов психофизиологии в художественной форме, художественное отражение сложных научных представлений и образов, чувств людей, человек будущего?

На самом деле тончайшее переплетение многих сложных сюжетных линий. О чем и о ком этот роман? О психологах и развитии науки психологии в первой половине двадцатого века? Да, несомненно. Об увлекательных геологических находках и труде геологов. О морали в искусстве. О культуре, о разных культурах. Россия и Индия. О том, как близки эти две разные страны в поисках путей познания, путей искусства, раскрытии человека.

-2

Наука как служение истине и людям, а не научная карьера. Во все времена, как известно, наука - это борьба идей и борьба людей. Но это еще и борьба добра с силами зла. Гипноз может помочь больному человеку, гипноз помогает увидеть в коллеге - враче скрытого садиста, получающего удовольствие от болезненных манипуляций над больным. Гипноз позволяет увидеть историю человечества, развитие жизни через сеансы пробуждения эйдетической памяти. Но гипноз может служить злу. И тогда противоборство двух гипнологов - это еще и борьба разных идеологий, разных ценностей. Гирин и Дерагази. Спасение человека или манипуляция, подчинение своей воле как самоцель, как получение прибыли....

-3

Любовь как высшая ценность. И страсть – ревность, и страсть-месть уязвленных собственнических инстинктов. Себялюбие и самопознание. Отказаться от любви, чтобы не подвергать опасности любимого вынуждена Тата, вошедшая в дом Иверневых как подосланный враг, искренне полюбившая, увидевшая доброе счастье красивой и чистой взаимной любви.

-4

Отважная пара аквалангистов Чезаре и Леа. Зловещая историческая находка вмешивается в реальную жизнь людей. Бесстрашная амазонка Леа , беспомощная, потерявшая память. Как помочь ей, защитить Красоту? Художник Чезаре готов на все. Непростые отношения у Сандры и Андреа. Не сразу галантный, казалось бы, тонко чувствующий рыцарь Андреа понимает, что помощь необходима умной и сильной Сандре. Зловещая тень хозяина яхты и продюсера Флайяно, жгучая ревность мешают понять опасности, угрожающие Сандре.

Но наука, как ни парадоксально звучит, помогает гармонизировать отношения Гирина и Симы. Именно с помощью научных знаний Гирин спасает Анну и Риту, Селезнева, художника Дарьяма.

Наука, искусство и дружеская помощь, спасающие Красоту.

«Только красота может поддержать нас в жизни, утешить в усталости и неудачах, смягчить жестокость познания и победы». И умение передать эту красоту людям, для чего требуется громадное напряжение душевных сил и громадное вдохновение. Это цель художника Дарьяма.

Спасти и защитить Красоту. Настоящая дружба как помощь, умение помочь другому человеку в трудную минуту. Завораживающая красота древних индийских обрядов, культуры Индии в искусстве и кино. И развращающие, пачкающие подлинную Красоту голливудские порнографические фильмы дельцов от кино. Против этого псевдоискусства выступает художник Дарьям, против навязываемых американских «ценностей», насильственного внедрения их в глубокую подлинную культуру Индии. Против этого и его гуру Витаркананда.

Роман начинается с встречи в 1916 г. на выставке известного художника двух геологов.

« 5 марта 1916 года в Петрограде, на Морской, открылась выставка известного художника и ювелира, собирателя самоцветных сокровищ Урала Алексея Козьмича Денисова-Уральского».

-5

Чем больше мы познаем всю величайшую сложность нашего организма, тем яснее громаднейшие резервы и самые неожиданные возможности, в нем заложенные» - убежден ученый Гирин. Не прост путь к истине.

«Люди, остановившиеся на пути, чувствуют довольство достигнутым. Тогда неизбежно родится ощущение, что ты выше других, а оно ведет к жажде поклонения. Идущий же должен всегда видеть себя со стороны, взвешивать, понимать все ничтожество достигнутого, всю необъятность мира и прошедших времен. Из этого возникает не детская застенчивость, а неизбежная скромность». На этом пути встречаются и такие опасности.

« … возвышение одного неотвратимо рождает принижение другого. А принижение, особенно добровольное, еще опаснее, оно рождает привычку быть руководимым, снимает ответственность за свои поступки, за свой путь. Тогда в расплату за облегчение жизни прекращается воспитание души, ее совершенствование» - предупреждает Витаркананда.

На полтора тысячелетия раньше других народов открыли индийские философы неизбежные и всепроникающие законы мироздания. «Всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила- там и слабость, где слабость – сила, радость – горе, легкость – трудность и так без конца»

Искусство как возвышение Красоты, дар для людей, очищение их душ. И другое "искусство" как получение прибыли за счет красивой оболочки, унижая человека.

Интересные путешествия и приключения таких разных героев, которых объединяет Добро, Справедливость, Мужество, Истина, Красота, Любовь, Вдохновение, прекрасное в искусстве и прекрасное в человеке, единство идущего и его цели. Как близки по сути культурные коды России и Индии.

Путь познания тесно связан с развитием и саморазвитием, широтой интересов, волей и моральным стержнем. Без этого нельзя обрести мудрость, защитить себя, защитить Добро и Красоту.

«Без разносторонних интересов человек быстро сделается равнодушным ко всему эгоистом. Это страшное равнодушие было известно еще в древнем Риме под греческим названием « ацедия». Оно распространяется сейчас в разных странах и очень вредно для любого общества»..

Человек, подавляющий себя без познания, есть такое же зло, как если бы он предался злому», - так говорит индийская мораль.

Познание - это и умение противодействовать манипулятивным технологиям. Суть этих технологий, способов, приемов раскрыта в подтексте, а иногда и напрямую в тексте. Толпой управлять легче. Это известно с древности и широко применяется в современном мире.

Но, человек защищен, когда в стране « парализована волчья хватка эгоистических негодяев, когда устранена власть денег».

Простая мудрость, которой заканчивается роман. «счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами, те, у кого хватает сил, знания и любви».

Как вы думаете, почему роман назван "Лезвие бритвы"?

-6

Иллюстрации некоторых обложек взяты из открытых интернет-источников, фото других обложек сделано автором канала.