85,7K подписчиков

Клиент хамит психологу

556 прочитали

Эту историю я недавно услышал от коллеги. К ней обратился мужчина, делающий карьеру в маркетинге. Не успев толком озвучить запрос, он с ходу заявил: «Вот смотрю я на своих коллег и удивляюсь. Они все такие жалкие... Прямо как вы!».

Надо отдать должное моей коллеге. Оправившись от шока, она отреагировала этично и профессионально: «Верно ли я поняла, что вы не видите во мне специалиста и не считаете нашу совместную работу перспективной?». Последовал утвердительный ответ, и терапия закончилась. Клиент ушел, а психолог осталась с неприятным осадком.

Этот кейс показался мне интересным. Возникло два вопроса:

1) Почему клиент так себя ведёт?

Здесь могут быть разные варианты:

- «Проверяет» психолога. Смотрит как тот сам умеет справляться со стрессом и отстаивать границы.

- Он пришел не за помощью. Просто нравится самоутверждаться, обесценивая психологов.

- Чувствует себя уязвимым и неосознанно использует обесценивание как способ защиты.

2) Как бы я сам отреагировал в аналогичной ситуации?

На ум пришло несколько стратегий:

- Юмор: «Да вы что! А я думаю: почему клиенты так часто плачут у меня в кабинете? Оказывается это им меня жалко!». Даём понять, что не воспринимаем слова агрессора всерьез и лишаем его садистического кайфа.

- Позиция наблюдателя: «Давайте сделаем паузу и обратим внимание на то, что сейчас происходит. Похоже, для вас привычно смотреть на людей свысока и давать им оценки. Как думаете, откуда у вас появилась такая модель поведения и какую функцию она выполняет?».

- Говорим о своем дискомфорте и вводим новое правило: «Когда вы говорите со мной в таком тоне, мне приходится справляться с негативными эмоциями вместо того, чтобы помогать вам. Если хотите, чтобы наша работа была эффективной, давайте общаться вежливо».

Получилось бы у меня применить эти техники на практике? Не знаю. Рассуждать сидя в спокойной обстановке это одно, а столкнуться с неожиданной агрессией in vivo - совсем другое. К счастью, нарциссы и социопаты редко обращаются за помощью к психологам и такие случаи - скорее исключение, чем правило.

А как вы отреагировали бы на такое обращение? Напишите в комментариях!

Автор: Черемисин Вячеслав Валерьевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru