На сегодняшний день все чаще упоминается интересный и страшный момент из истории, который проходил во время Холодной войны. За всю истории взаимодействия разных стран происходило много разных кризисов, войн и т.п. Но кризис такого масштаба ввел в шок весь западный мир.
Куба, 1 января 1959 год, молодые леворадикалы реформаторы во главе Фиделя Кастры свергли правительство Батисты. После этого переворота случилось резкое охлаждение отношений между США и Кубой. С этим кризисом, на материк прибыли беженцы с Кубы. Американское правительство решило провести операцию по свержению нового режима Кубы. В марте 1960 г. Президент США Д. Эйзенхауэр подписал секретную директиву о создании на территории США отрядов кубинских эмигрантов-контрреволюционеров для военной высадки на Кубу. С осени 1960г. Началась подготовка к вооруженному захвату острова. 17 апреля 1961г. Американские самолеты ВВС осуществили бомбардировку Кубы, после чего случилась высадка вооруженных кубинцев, которые прошли подготовку в Америке. Атака была отражена, революционное правительство осталось у власти. Победа режима Ф.Кастро принесла огромную популярность и поддержку этому режиму. Провал открытой интервенции только усилил антикубинскую деятельность США, которые рассматривали Остров Свободы как угрозу безопасности для своей страны. В конце 1961 года конфликт перешел в новую фазу. В январе 1962г. Вашингтон добился исключения Кубы из ОАГ (Организация Американских Государств). Было наложено эмбарго на торговлю с Кубой. В таких условиях Куба стала сближаться с СССР. Появление СССР в этом конфликте толкнуло кризис на планетарный уровень, и все перешло на противостояние СССР и США.
Защита Острова Свободы стала основной целью внешней политики. Молодая Кубинская республика хотела воплотить в жизнь социалистическую модель. В 1958 году Советский Союз начал размещение баллистических ракет средней дальности в ГДР. В 1959 году они были перемещены в Калининград. Гонку продолжили США, они установили БРСД типа «Тор» в Англии, а также ракеты в Апулии и близ Измира в Турции. Раньше, страны были уверены, что для потенциальной ядерной атаки нужны были межконтинентальные баллистические ракеты. Но в этой ситуации хватит нескольких минут для атаки противника.
К 1960 году США имели значительное преимущество в ядерных ракетах. К тому времени американцы обладали имели 6000 боеголовок, а в СССР было около 300. Советский Союз проигрывал технологически и объемом боеприпасов. Но всего запасов США и СССР хватило бы для полного уничтожения планеты.
В 1961г. Около города Измир (Турция) было размещено 15 ракет средней дальности с радиусом действия 2400 км. Эти ракеты могли с легкостью поразить стратегические территории европейской части Советского Союза. Президент Кеннеди считал стратегическое значение ограниченным. Тем не менее технологически эти ракеты превосходили межконтинентальные. Подлетное время составляло менее 10 минут.
Советские стратеги поняли, что противопоставить такому на территории Союза нечего. В ответ на это, было решено разместить ракеты на Кубе. Перемещение ракет проводилось в строгой тайне и с большой маскировкой. Командиры кораблей во время плавания поэтапно открывали конверты с приказами. Кодовое слово операции назвали «Анадырь», чтобы не было утечек информации, всем военнослужащим говорили, что они отправляются на Чукотку, поэтому на корабли, вместе с ракетами загрузили шубы и дубленки. Для отправки войск выделили 85 кораблей. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначения. Каждому капитану вручили запечатанный пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО. К 14 октября 1962 года на Кубу доставили все 40 ракет и большую часть оборудования. Личный состав вооружённого контингента частей Советской Армии, размещенного на Кубе, составил около 40 тысяч солдат и офицеров. Военные США не сидели на месте, они постоянно отправляли самолеты на разведку Кубы. ЦРУ были озадачены вопросом того, что на берегу Кубы были футбольные поля, потому что кубинцы играют в бейсбол. От наличия футбольных полей , спецслужбы США пришли к выводу, что на территории Кубы находится контингент армии СССР. Но Кеннеди требовал более веские доказательства. И сам заявил, что на территории острова нет «наступательных» ракет. Но на самом деле советские инженеры уже начали установку ракет, которые могли достать до США. Первый полёт состоялся 14 октября (до 5 сентября полёты выполнялись с ведома ЦРУ, теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС США) — самолёт-разведчик U-2 4080-го стратегического разведывательного крыла, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Через час после восхода солнца Хейзер достиг Кубы. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада и пересёк береговую линию с юга в 7:31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетев над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Эти 52 километра Хейзер преодолел за 12 минут.
15 октября было установлено, что на территории острова размещены советские баллистические ракеты средней дальности P – 12. Утром фотографии с разведчика были доставлены президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день. После информации о ракетах на Кубе, Кеннеди собрал советников. Эта группа составляла 14 человек, позже известная как «Исполнительный комитет». Предложения по бомбардировке острова сразу были отвергнуты, так же как и дипломатические способы воздействия, поэтому было решено организовать морскую блокаду, который вошел в историю как «карантин».
«Карантин».
22 октября Кеннеди обратился к американскому народу в телевизионном выступлении. Он объявил о присутствии ракет на Кубе и объявил карантинную зону вокруг острова в 500 морских миль (926 км), предупредив, что вооруженные силы будут готовы к любому развитию событий.
Американцы получили поддержку от ведущих стран Европы, также ОАГ единогласно проголосовала за резолюцию в поддержку «карантина». Хрущев заявил о том, что блокада незаконна и любой корабль с советским флагом будет игнорировать карантин. При атаке на советские корабли со стороны американцев, будет ответный удар. 24 октября в 10:00 блокада началась. 180 кораблей США окружили Остров Свободы с приказом ни в коем случае не открывать огонь по советским судам без прямого приказа президента. К острову приближалось около 30 советских кораблей и судов, везущие ракеты двух дивизионов БРСД. Кроме этого, к Кубе приближались еще корабли, груженные боеголовками и разного рода ракетами. Хрущёв решил, что подводным лодкам и четырём судам с ракетами Р-14 — «Артемьевску», «Николаеву», «Дубне» и «Дивногорску» — следует продолжать идти прежним курсом. Остальные корабли было решено отправить обратно в Советский Союз. Одновременно с этим армии Вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора находились в повышенной боевой готовности, отменены все увольнения. Срочникам, которые готовились на демобилизацию было приказано оставаться в местах несения службы до дальнейших распоряжений. Хрущёв направил письмо Кастро, заявив о твердости позиций СССР при любых обстоятельствах.
ООН
24 октября было собранно экстренное заседание Совета Безопасности ООН где случилась историческая сцена. Представитель США Стивенсон обвинил СССР в размещении ракет на Кубе и требовал ответа от советского представителя Зорина (как было ранее сказано, все операция проводилась в тотальной секретности и даже дипломаты не знали о такой операции), вот что он сказал: «Я не нахожусь в американском суде! И поэтому не хочу отвечать на вопрос, который задаётся в прокурорском плане. В своё время вы получите ответ!» . Все время Стивенсон давил на Зорина и пытался получить утвердительный ответ от советского дипломата, но тот говорил: «В свое время вы получите ответ!», но в это время помощники Стивенсона внесли в зал ООН снимки пусковых установок ракет на Кубе. В это время, Кеннеди повысил уровень готовности до DEFCON-2, это было впервые в истории США.
Москва
Тем временем, в ответ на послание Хрущёва, в Кремль пришло письмо Кеннеди, в котором он указал на то, что «советская сторона нарушила свои обещания в отношении Кубы и ввела его в заблуждение». На сей раз Хрущёв решил не идти на конфронтацию и начал искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Он объявил членам Президиума, что «невозможно хранить на Кубе ракеты, не вступая в войну с США». На заседании было решено предложить американцам демонтировать ракеты в обмен на гарантии США оставить попытки сменить государственный строй на Кубе.
Из воспоминаний Фёдора Бурлацкого:
У нас всё было намного спокойнее, чем у американцев. Всё-таки мы понимали, что американцы — цивилизованные люди, что они не пойдут на ядерную войну, которая может ополовинить их население. Американцы же подозревали в нас разбойников в некотором смысле. Но мне лично Макнамара потом сказал, что 27-го числа, вечером, он думал: увижу ли я завтра восход солнца? То есть они были потрясены больше, чем мы. Да и более информированы. Печать шумела, население готовило убежища.
В новом письме Хрущев объявил о существовании ядерных ракет на Кубе.
Хрущев также написал:
«Мы с вами не должны тянуть за концы каната, на котором вы завязали узел войны, потому, что, чем крепче мы оба будем тянуть, тем сильнее стянется узел, и придёт время, когда узел будет так туго стянут, что даже тот, кто завязал его, не в силах будет развязать, и придется разрубить… Давайте не только перестанем тянуть за концы каната, но примем меры к тому, чтобы узел развязать. Мы к этому готовы.».
На острове политическая обстановка накалилась до предела. Кастро узнал об изменениях в позиции Советского Союза. Он написал письмо Хрущеву, с требованием перейти к активным и решительным действиям. По мнению Кастро интервенция произойдет в ближайшие 24-72 часа. Одновременно в Москву пришло известие об активности американского контингента в Карибском бассейне. Все доклады пришли 27 октября.
В Карибском бассейне ВМС США применяли глубинные бомбы для всплытия подводных лодок СССР.
Также случилось уничтожение самолета U-2 майора Андерсона, самолет был сбит ПВО и до сих пор не понятно по какому распоряжению. Также случился пролет U-2 над Чукоткой. Военные советники Кеннеди убеждали президента до наступления понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, «пока ещё не поздно». Но Кеннеди уже не отвергал такое развитие ситуации. Однако он не оставлял надежды на мирное разрешение.
Фидель Кастро считал, что имеются достоверные сведения, что вот-вот начнется американское вторжение на Кубу, через посла предлагал Хрущеву нанести превентивный ядерный удар по США, сказав, что кубинский народ готов принести себя в жертву для победы над американским империализмом. Но как видим, его решение не было принято.
В нынешнее время принято считать, что «Черная суббота» 27 октября 1962 года был самый ближайший день, когда мир подошел к ядерной войне.
Конец кризиса
В Кремль пришло сообщение от Кеннеди, где было сказано:
1) "Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу."
2) "Мы же, со своей стороны, согласимся — при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, — а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу.
Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом."
В ответ на послание, Хрущев надиктовал два конфиденциальных письма лично Кеннеди. В одном он подтвердил факт того, что послание Роберта Кеннеди добралось до Москвы. Во втором — что он расценивает это послание как согласие на условие СССР по выводу советских ракет с Кубы — убрать ракеты из Турции.
Для полной уверенности первое письмо было решено транслировать по радио, чтобы оно как можно скорее дошло до Вашингтона. За час до начала трансляции послания Никиты Хрущёва (16:00 по московскому времени) Малиновский послал Плиеву приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12.
Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы.
Через несколько месяцев из Турции были выведены американские ракеты «Юпитер» — как «устаревшие». ВВС США не возражали против списания этих БРСД, так как к этому моменту ВМФ США уже развернул на подводных лодках намного более подходящие для передового базирования БРПЛ «Поларис», сделавшие комплекс «Юпитер» устаревшим.