Истоки начала производства компанией Maserati дорожных автомобилей начинались с моделей A6, выпускавшихся с 1947 по 1956 год и названных в честь Альфьери Мазерати ( буква A) с цифрой 6, обозначающей тип двигателя. A6 1500 и A6G 2000 были по сути шасси с двигателями от чемпионской гоночной Maserati A6GCS, накрытые кузовами от различных кузовных ателье: девять с кузовом от Pininfarina и пять кабриолетов и купе от Pietro Frua и один от Vignale. Поворотным в истории Maserati стал 1957-й год благодаря появлению модели 3500 GT - первой Maserati, рассчитанной на серийное производство.
Maserati 3500 GT Touring Coupe/ Vignale Spyder(1957-1964)
Maserati 3500 GT (Tipo101) разрабатывалась под руководством главного инженера Maserati Джулио Альфьери. Автомобиль получил трубчатую раму, независимую переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах и пружинах, зависимую заднюю подвеску на полуэллиптических рессорах, с телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости и 16-дюймовые колёса. Кузов автомобиля был разработан в компании Touring (Милан) и представлял из себя четырехместное двухдверное спорт-купе. В 1959 г. в продажу поступила открытая версия от ателье Vignale. Это был кабриолет с посадочной формулой 2+2 на шасси с укороченной до 2500 мм колёсной базой. Его кузов делался из стали, за исключением алюминиевых капота, багажника и съёмной жёсткой крыши (опция). С 1959 г. устанавливались передние дисковые, а с 1962 г. дисковые тормоза ставились и сзади. В 1959 г. в списке опций появился самоблокирующийся дифференциал, в 1960 г. - 5-ступенчатая механическая коробка передач, а в 1961 г. - механический впрыск топлива Lucas, с которым мощность двигателя увеличилась до 235 л.с. (модификация называлась Maserati 3500 GTi и была первым итальянским серийным автомобилем с впрыском топлива). Производство составило 2226 купе и 243 кабрио.
Maserati 5000 GT (1959-1964)
Ультра-дорогой Maserati 5000 GT (Tipo103), построенный по заказу иранского шаха, был представлен на Туринском автосалоне 1959 г.($17000 -почти в два раза больше, чем 3500 GT). Он получил алюминиевый кузов купе от Carrozzeria Touring, двигатель V8 взят от гоночного родстера 420S, расточенного до 4941 см3и с 1961 г. оснащался механическим впрыском топлива Lucas (повысившим мощность до 335 л.с.), 5-ступенчатой механической коробкой передач ZF и дисковыми тормозами на всех колёсах. С 1959 по 1964 гг. было выпущено всего 33 экземпляра Maserati 5000 GT. Самым распространённым кузовом (22 экземпляра) стало купе 2+2 от Carrozzeria Allemano. Затем последовали работы других ателье: одно купе от Pininfarina, одно купе от Ghia, одно от Bertone, два купе от Monterosa и три купе от Frua.
Maserati Sebring Series I /Series II (1962-1968)
В 1962 году Vignale представила свою вариацию купе (tipo 101/10), задуманную как более спортивную версию Maserati 3500 GT. Она была названа Sebring в честь трассы аэродрома Флорида, где в 1957 году Maserati заняла 1-е и 2-е места в знаменитой 12-часовой гонке. Изначально автомобиль оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем DOHC с механическим впрыском топлива Lucas, объёмом 3485 см3 и мощностью 235 л.с., а также 5-ступенчатой механической коробкой передач. Подвеска, дисковые тормоза и спицованные колёса Borrani взяты так же у 3500GT. Всё это было установлено на усиленную трубчатую раму от шасси 3500 GT spyder с базой 2,5 метра. В 1965 г. появилась Maserati Sebring Series II, которая получила увеличенный 6-цилиндровый мотор объёмом 3694 см3 и мощностью 245 л.с., прямые бамперы, передние поворотники, боковые вентиляционные решётки и горизонтальные задние фонари взамен вертикальных. За доплату на Series II ставились кондиционер и 3-ступенчатая автоматическая коробка передач Borg-Warner - впервые на итальянском автомобиле. Поздние экземпляры оснащались двигателем объёмом 4012 см3 и мощностью 265 л.с. Выпущено 348 ед. первой и 245 ед. второй серии.
Maserati Mistral Coupe/Mistral Spyder (1963-1970)
Maserati Mistral (AM109), названый в честь средиземноморского ветра, был представлен на Туринском автосалоне 1963 г. Это была версия купе на шасси 3500 GT с кузовом фастбэк, разработанная дизайнером Пьетро Фруа. Автомобиль был исключительно инновационным: воздухозаборник был установлен под передним бампером, что позволило отказаться от традиционной решетки радиатора. Большие окна сделали салон очень просторным, а гнутое стекло задней двери давало хорошую обзорность. Для изготовления кузова использовались сталь и алюминий. В стандартную комплектацию входили дисковые тормоза на всех колесах, 5-ступенчатая механика и богатый салон с кожаной обивкой сидений. В качестве опционального оборудования были доступны кондиционер и автоматическая трансмиссия. Помимо Mistral Coupe (828 ед.) до 1970 года было выпущено 120 ед. открытых Mistral Spyder.
Рядный 6-цилиндровый двигатель был взят от 3500 GT, который вёл своё происхождение от успешного гоночного мотора tipo 350. Он состоял из алюминиевого блока, полусферической головки с двумя свечами зажигания и двумя клапанами на цилиндр, двух верхних распределительных валов и механического впрыска топлива Lucas. На Maserati Mistral поочерёдно ставились разные модификации этого мотора: объёмом 3485 см3 (235 л.с.), 3694 см3 (245 л.с.) и 4014 см3 (255 л.с.).
Maserati Quattroporte(1963-1969)
Maserati Quattroporte (Tipo 107) (итал. "четырёхдверная") - один из первых седанов высшего класса, который мог передвигаться по автомагистралям на скорости свыше 220 км/ч. Представленный на Туринском автосалоне 1963 г. вместе с двухместным купе Mistral, он занял эксклюзивную рыночную нишу. Спорт-седан отличался очень богатой отделкой и люксовым для того времени оснащением, таким как электрические стеклоподъёмники и кондиционер. В отличие от других Maserati, Quattroporte имела стальной несущий кузов с колёсной базой 2750 мм, усиленный передним подрамником. Под капотом ставился алюминиевый двигатель V8 с "мокрыми" чугунными гильзами цилиндров, полусферическими камерами сгорания, двумя верхними распредвалами и четырьмя 2-камерными карбюраторами Weber, объёмом 4136 см3. На выбор предлагались две коробки передач: 5-ступенчатая механическая ZF и 3-ступенчатая автоматическая Borg Warner. Серия II (1966-1969) отличалась сдвоенными фарами (вместо прямоугольных как на машине Л.И.Брежнева) и деревянной панелью приборов на всю ширину салона. На поздние экземпляры ставился 4.7-литровый мотор V8 мощностью 290 л.с. Продано 770 ед. обеих серий.
Maserati Mexico (1966-1972)
Серийная Maserati Mexico дебютировала в 1966 г. на автосалоне в Париже. Её дизайн разработала фирма Vignale, но в качестве основы использовалась платформа седана Maserati Quattroporte с укороченной до 2640 мм колёсной базой. Двухдверный стальной кузов получил широкую крышу с большой площадью остекления и сдвоенные круглые фары на одном уровне с клетчатой решёткой радиатора. Maserati Mexico оснащалась двигателями V8 от модели Quattroporte, объёмом 4719 см3 (290 л.с.) и 4136 см3 (260 л.с.). Меньший по объёму силовой агрегат стал доступен в 1969 г. Передняя подвеска была независимой на двойных поперечных рычагах и пружинах, задняя - зависимой на полуэллиптических рессорах, со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. В стандартную комплектацию входили дисковые тормоза с сервоприводом, 15-дюймовые спицованные колёса Borrani (в 1970 г. заменённые легкосплавными дисками), 5-ступенчатая механика ZF, электрические стеклоподъёмники, кондиционер, деревянная панель приборов и комфортабельные кожаные сиденья. В качестве опций предлагались усилитель руля и 3-ступенчатая автоматическая трансмиссия Borg-Warner. Mexico разошлось тиражом в 485 ед.
Maserati Ghibli Coupe/SS/Ghibli Spyder(1967-1973)
Технически Maserati Ghibli (AM115) была во многом унифицирована с моделями Quattroporte и Mexico, но отличалась от них более короткой (2550 мм) колёсной базой. Она имела стальной кузов с низким носом в форме акулы, спроектированный молодым Джорджетто Джуджаро, который в то время работал в Ghia. Многие последующие модели Maserati будут иметь футуристическую тему дизайна Ghibli. Кузов имел полунесущую конструкцию, усиленную трубчатыми элементами и передним подрамником. Передняя подвеска была независимой, на двойных поперечных рычагах и пружинах, задняя - зависимой на полуэллиптических рессорах. Над передней осью располагался 16-клапанный двигатель V8 с гоночной родословной, укомплектованный двумя верхними распределительными валами и четырьмя карбюраторами Weber. Чтобы всё это поместилось под капот, пришлось задействовать систему смазки с сухим картером, плоский воздушный фильтр и центральную выпуклость на капоте. Расход бензина был нешуточный, поэтому автомобиль оснащался двумя отдельными бензобаками на 50 л. каждый. Оснащение соответствовало дорогому GT классу: регулируемая рулевая колонка, кожаная обивка, тонированные и электрические стеклоподъемники и регулировка сидений с подголовниками, обогрев заднего стекла, часы на приборной панели и кондиционер - все это входило в стандартную комплектацию.
В 1970 г. появилась модификация Ghibli SS, с расточенным до 4.9-литров двигателем V8. Мощность была увеличена до 335 лошадиных сил, что гарантировало максимальную скорость в 280 км/ч. Это превратило Ghibli SS в самый быстрый дорожный автомобиль Maserati из всех выпускавшихся вплоть до купе 3200 GT 1998 года. Тираж составил 1170 ед. купе и 125 ед. кабрио.
Продолжение следует: