В настоящее время Челябинск наделен статусом городского округа с внутригородским делением. Подобная система местного самоуправления в областном центре Южного Урала была применена 9 лет назад. От подобного проекта ожидалось, что двухуровневая система (район/город) будет способствовать решению конкретных трудностей на конкретной территории, разграничивая полномочия. Подобный эксперимент, в случае его эффективности, можно было бы транслировать и в других городах, однако результаты показали, что существенных плюсов в двухуровневой системе управления нет.
«Самостоятельность районов сегодня в значительной степени ограничена. По сути, они решают один вопрос местного значения – вопрос благоустройства, а решение ключевых вопросов – от транспортной инфраструктуры до дизайн-кода города, системные вопросы обеспечения ресурсами местного значения сохраняется на общегородском уровне», – объясняет депутат Челябинской городской Думы, руководитель депутатского объединения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Денис Лапотышкин.
Еще один плюс в пользу ухода от двухуровневой системы местного самоуправления – бюджетная обеспеченность. Учитывая, что самостоятельные доходы отсутствуют, финансирование ведется за счет региональных и городских средств, что приводит к затягиваю исполнения бюджета на районом уровне и оперативному решению проектов, в сравнении с одноуровневой организацией самоуправления. Именно это выделяет как отрицательный кейс депутат Гордумы Аркадий Шафигулин.
Не стоит забывать и о финансировании местного самоуправления внутригородских районов, что является дополнительным пунктом расходов.
Дополним, инициативу поддержали представители из всех политических партий депутатов Челябинской городской Думы.