Все страшные события последних дней и недель – и наводнение, и массовое отравление суррогатным «сидром» - для меня каким-то образом объединились в своей чудовищной общности. А именно в том, каким бессмысленным и бесцельным являются эти разрушительные злодейства. Это в буквальном смысле «зло ради ничего», зло даже не ради зла, а просто так – просто потому, что эти злодейские силы не в состоянии ни о чем думать и тем более мысленно прослеживать последствия своих действий и поступков.
Понятно, что в понимании злодеев у их поступков, конечно, были и цели, и смысл. Тактический и (или) временной выигрыш, легкая материальная нажива – у зла всегда есть те или иные задачи, которые оно перед собой, конечно, ставит. Проблема в том, что масштаб разрушений и вреда, которые злодей причиняет другим людям, пытаясь добиться этих своих целей, явно этим целям не соответствует – он всегда получается гораздо большим, чем злодей изначально предполагал. Продавцы «сидра», скорее всего, не хотели гибели такого количества людей – они просто не подумали о такой вероятности. Но в результате их действий ущерб от них полностью нивелировал любые выгоды и цели, к которым стремились злодеи, а вместо этих выгод они сами получили значительные неприятности.
Именно это я имею в виду, когда пишу о том, что зло по самой своей сути является и бессмысленным, и саморазрушающимся. Потому что ни один злодей не может четко скорректировать свои цели и способы для их достижения – у насилия просто нет подобных опций, его невозможно контролировать и удерживать в каких-то определенных «берегах».
Поэтому способы, которыми злодей добивается своих целей, всегда будут избыточными, чрезмерными, намного более разрушительными, чем он этого хотел. И именно поэтому любое насилие является опасным не только для его жертв, но для самого злодея – оно всегда так или иначе принесет ущерб и ему самому, полностью уничтожая любой смысл и любую выгоду от него.
И как раз поэтому я считаю, что в мире нет и не может быть никакого «насилия во благо», зла, совершаемого во имя неких великих и благородных целей. Любое благо, даже если в перспективе оно действительно как-то просматривается, будет уничтожено и сведено на нет разрушительными последствиями насилия, которое зло использует ради достижения этого блага. Создать что-то по-настоящему хорошее в этом мире можно только ненасильственными, созидательными усилиями, ничто другое тут просто не работает.