«Ведомости Казахстана» посетили Сухой порт Сианя и железнодорожную альма-матер КНР, находящуюся в провинции Шэньси
Один из древнейших городов планеты, Сиань, который существует более 3 тысяч лет и был столицей Китая во времена царствований нескольких династий, теперь обретает новые промышленные черты. Административный центр провинции Шэньси становится одним из логистических узлов возрождаемого Великого Шелкового Пути, кузницей кадров для стран-участниц программы «Один пояс один путь» и местом дислокации высокотехнологичных компаний.
«Долгий мир» – пристань караванов и буддизма
Название города Сиань переводится как «Долгий мир»: название это связано с ролью Сианя в организации Великого Шелкового Пути, проложенного во II веке до нашей эры.
Караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и в Средние века и использовавшаяся в первую очередь для вывоза шелка из Китая, вела из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивалась.
Северный путь проходил через Турфан, пересекал Памир и шел в Фергану и в казахские степи, южный проходил мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир в Бактрию (граница нынешних Таджикистана, Афганистана и Узбекистана), а оттуда — в Парфию (Иран), в Индию и на Ближний Восток, вплоть до Средиземного моря.
Сиань, таким образом, всегда ассоциировался с основным торговым путем Востока, хотя история этого города гораздо древнее: он стал культурным, административным и промышленным центром с момента начала эпохи Чжоу в XI веке до нашей эры.
Знаменитая терракотовая армия императора Цинь Шихуанди – 8100 полноразмерных терракотовых (керамических) статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея этого правителя находятся в пригороде современного Сианя.
В 202 году до нашей эры город впервые получил статус столицы – в рамках владений империи Хань, в 582 году нашей эры Сиань стал столицей в период империи Суй, а при империи Тан в VII-IX веках город, по утверждению историков, стал самым населенным мегаполисом мира.
Население Сианя тогда колебалось от 800 тысяч до 1 миллиона жителей, тогда же здесь обосновался буддийский монах Сюаньцзан, который организовал работы по переводу с санскрита многочисленной буддийской литературы.
Под его руководством в городе начали возводиться пагоды – культовые буддистские сооружения, которые являлись еще и библиотеками-хранилищами драгоценных буддийских рукописей, привезенных Сюаньцзаном из Индии.
В 904 году после падения династии Тан город подвергся сильным разрушениям, а в 14 веке, во времена династии Мин стал одним из узлов создаваемой тогда оборонительной масштабной системы – Великой Китайской стены. И ее участок в Сиане до сих пор сохранился в хорошем состоянии, несмотря на возраст в 600 лет.
В последний раз столицей (правда, на этот раз – временной и на этот раз – Китайской республики, а не империи) Сиань был объявлен в 1933 году.
А к началу нынешнего столетия исторический центр КНР превратился в центр промышленный: здесь расположены заводы полупроводников компаний Samsung China Semiconductor, Micron Technology и Xiyue Electronics Technology, автомобильный завод компании BYD Auto (в Сиане производится 14 % всех китайских электромобилей), заводы по производству автобусов и грузовиков компании Shaanxi Heavy Duty Automobile, завод автомобильных комплектующих компании Weichai Holding Group, завод по производству локомотивов и железнодорожных вагонов компании CRRC Group, завод атомного оборудования компании China National Nuclear Corporation, нефтехимический комбинат Sinopec Group и фармацевтическая фабрика компании China National Pharmaceutical Group.
Здесь же сконцентрированы важные оборонные предприятия и научно-исследовательские учреждения Китая. Среди них выделяется индустриальный парк «Линьган», специализирующийся на выпуске смартфонов и других интеллектуальных гаджетов, бытовой техники, потребительской электроники и сетевого оборудования.
Здесь же дислоцируются Китайские академии технологий твердотопливных и жидкостных космических двигателей, завод ракетных двигателей и завод электроники – подразделения China Aerospace Science and Technology Corporation, а также авиационный завод компании Xi'an Aircraft Industrial Corporation, завод по производству авиадвигателей компании Aero Engine Corporation of China, заводы по производству боевых БПЛА ASN Technology Group и Bingo Intelligent Aviation Technology, и, наконец, машиностроительный завод Shaanxi Huanghe Group, производящий радары и броневики.
Назад в будущее: портовый бизнес и железнодорожная альма-матер КНР
При таком промышленном разнообразии Сиань был просто обречен на возрождение своей торговой миссии: в 2022 году внешнеторговый оборот Сианя составил 447,41 миллиарда юаней, увеличившись на 33,3 % в годовом исчислении.
Важное значение во внешней торговле этого города имеет перевалка через Сиань китайских товаров, следующих в Центральную Азию, Россию и Восточную Европу по железнодорожным путям, ведущим к пяти вокзалам города (в настоящее время в Сиане строится шестая железнодорожная «гавань»).
В 2013 году в Сиане было открыто международное грузовое железнодорожное сообщение по маршруту Китай – Европа, главным грузовым логистическим хабом которого стала железнодорожная станция Международного порта Сиань, входящего в состав Сианьского порта свободной торговли.
Зона международного портового бизнеса города Сиань является образцовой базой мультимодальных перевозок национального уровня: здесь на площади около 373 гектаров собираются контейнерные поезда, идущие в разных направлениях – станция связана с регулярными грузовыми рейсами с Казахстаном, Туркменистаном, Россией, Германией, Вьетнамом и Лаосом.
Планируемый годовой объем грузооборота данного узла – 5,4 миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год, общая пропускная способность станции в сухопутном «порту» – 66 миллионов тонн ежегодно.
Станция обеспечивает практически бесперебойную приемку и отправку грузов на 59 железнодорожных ветках, в том числе – на 18-ти специализированных международных линиях прибытия и отправки контейнеров.
Скорости перевалки грузов способствуют и площадь существующего контейнерного терминала (690 тысяч квадратных метров), и площади складских помещений (180 тысяч квадратных метров), которые позволяют хранить прибывшие грузы для более оптимального формирования составов при дальнейшем их перенаправлении.
Перенаправляются грузы из Сианя в другие адреса назначения, кстати, не только поездами, но и автомобильным транспортом, благо к порту примыкает автодорога II класса.
Кроме того, международный порт Сиань связан линиями с морскими портами в Циндао, Шанхае и в Ляньюньгане. Все это приводит к увеличению интенсивности использования данного маршрута: в 2020 году из Сианя в Европу было отправлено 3720 грузовых поездов, 1311 поездов вернулись обратно из Европы в Сиань. Всего в 2020 году по маршруту Сиань — Европа было перевезено более 2,81 млн тонн грузов, что на 60 % больше, чем в 2019 году.
А в 2022 году из Сианя по сообщению Китай – Европа было отправлено 4639 составов, что на 20,8 % больше, чем в 2021 году, и перевезено почти 4,12 млн тонн грузов, что в годовом исчислении больше на 43,3 %.
В страны Центральной Азии из Сианя было совершено в прошлом году 4250 рейсов, в результате в 2022 году «Долгий мир» занял первое место среди китайских городов, осуществляющих грузоперевозки по железнодорожным маршрутам «Китай – Европа», по таким показателям, как количество рейсов, объем грузов и оборот тяжелых контейнеров.
А в первом квартале текущего года из Сианя в Европу ушло 1103 состава, что на 39,6 % больше, чем в аналогичном периоде 2022-го. И сейчас железнодорожная администрация этого международного сухого порта активно привлекает перевозчиков для того, чтобы сформировать на базе существующей платформы крупный узел мультимодальных перевозок в рамках инициативы «Один пояс один путь».
В число участников данного проекта входит, кстати, и казахстанское предприятие АО «КТЖ Экспресс», подписавшее в марте текущего года соглашение о стратегическом сотрудничестве с администрацией данного международного торгово-логистического узла.
Согласно этому документу, в частности, в Сиане появится казахстанский терминал площадью 8 гектаров – и в Китае рассчитывают на аналогичное логистическое сотрудничество со всей центральноазиатской пятеркой.
Мощное логистическое развитие с перспективой быстрой доставки продукции на зарубежные рынки стало поводом для миграции промышленных предприятий в Сиань: на данный момент из регионов юго-восточного побережья КНР уже переехали такие производители бытовой электроники, как KONKA (стиральные и посудомоечные машины), «Технополис Шелковый путь», «Телевизоры Гризли».
Портово-промышленный комплекс Сианя также пополнился в последнее время 12 высокотехнологическими производствами дисплеев, смартфонов и других гаджетов, востребованных в самых разных частях света.
Всего же портово-промышленный комплекс включает в себя уже более 100 предприятий, обеспечивая годовой объем производства в 50 миллиардов юаней и создав около 20 тысяч рабочих мест.
Отметим, что в дальнейшем администрация сианьского «сухого порта» намерена расширять свою деятельность по всей территории маршрута поездов, курсирующих между Китаем и Европой.
Это будет выражаться в открытии складских помещений в странах Центральной Азии и организации трансграничной электронной торговли для оперативной доставки товаров с этих складов.
Кстати, в Казахстане уже действуют два таких склада, в Караганде и в Алматы, на которые наиболее востребованные товары доставляются заранее, что позволяет обеспечивать казахстанских покупателей из разных точек страны максимум за три дня.
Аналогичные склады под предзаказы действуют в Бишкеке, Душанбе, Ашхабаде, Ташкенте и в Москве, таким образом, логистические возможности Сианя постоянно наращиваются и дают возможность китайским производителям максимально сокращать сроки доставки своей продукции до зарубежных клиентов, делая товарооборот еще быстрее и еще удобнее и для покупателей, и для продавцов.
А поскольку в основе всего этого товарооборота лежит массированное использование железнодорожного транспорта, то в городе не забывают и о подготовке и развитии кадров в стенах основанного в 1956 году Сианьского железнодорожного профессионального института, находящегося под патронатом городских властей.
В этом институте более 680 собственных сотрудников, кроме того, по совместительству в нем преподают более 200 специалистов, которые работают в Сианьском управлении железных дорог и в других предприятиях, связанных с железнодорожной отраслью.
Образование осуществляется по 41 специальности, опираясь на передовые современные стандарты и используя для практических занятий 105 объектов рельсового транспорта, в том числе – и на магистральных путях.
Институт активно налаживает международное сотрудничество, работая с аналогичными вузами и другими учебными заведениями в России и в Таиланде, аналогичный обмен студентами в Сиане намерены установить и со странами Центральной Азии.
Андрей МАНСУРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»