Что-то я давно про репетиторство не писала, хотя работа кипит и булькает.
Учебный год позади, надо поделиться тем, что получилось, что не очень.
Для тех, кто пришёл ко мне недавно: я работаю репетитором-дошкольником у себя на дому. Работаю первый год, начала с октября прошлого года в связи с переездом.
А теперь подробнее. Сначала о самой работе.
1. Мои планы
Изначально в планах было 2 направления: подготовка к школе детей 5-7 лет и обучение творчеству малышей 3-4 лет. Даже афишу красивую сделала и пару раз в группах кинула. Больше не понадобилось, дети пошли. 5- и 6-леток быстро набрала. А ещё пришли дети 3-4 лет, но не на творчество, хотя и на него тоже, а на развивающие занятия.
Этого я не планировала. Потому что одно дело учить малышей рисованию, лепке и аппликации, другое дело - обучать развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим, читать с ними художественную литературу и плюс, собственно, творчество.
Поэтому планы поменялись. Почему это произошло? Просто у наша деревня растёт стремительно и давно уже вышла за рамки деревни. Детские сады не успевают строить. Отсюда большое количество неохваченных детей. Кто как спасается, кто в частные отводит, но там цена зашкаливает, кто дома сидит. Вот сидящие дома ко мне и потянулись.
Затем нарисовалось ещё 2 направления.
Первое - 10-летний ребёнок с ОВЗ. Это огромный пласт работы. Больше всего времени уделяю подготовке к занятиям с этим мальчиком.
Второе - школьник 2-го класса с серьёзными проблемами, тянущимися из дошкольного детства и из семьи. Здесь физиология не нарушена, чистая социальная запущенность. Учу по дошкольной программе. Пока...
А ещё наступило лето... Про лето отдельно напишу.
2. Подготовка к занятиям
Здесь полный швах! (Интересно, что означает это слово? Но ведь так говорят🤦♀️)
Нет, я, конечно, всем этим предметам (см. п.1.) умею обучать и очень даже неплохо, НО:
- Надо все предметы вместить в один час. Каждое занятие расписать. То есть из горы готовых занятий (авторских, из разных программ) сделать выжимку, подогнать всё под одну тему, а главное цель занятия, уложиться во времени, и сделать это очень интересно, чтобы малыш и не только весь час плодотворно работал. Чтобы не скучал и был заинтересован, необходима постоянная смена деятельности.
- А дети у меня младшего, среднего, старшего, подготовительного к школе и школьного возраста. Представляете, сколько надо программ и написанных к ним занятий! И если на подготовишек я писала занятия весь прошлый год, то на другие возраста у меня их не было, пришлось писать. До сих пор пишу.
- Планы и написанные к ним занятия - это одно. Эти занятия ещё нужно подготовить. Сразу скажу здесь нужно уже вкладываться материально. Сын купил мне цветной принтер. Печатаю на нём с утра до вечера, бывает и ночью. Соответственно надо краску к нему и море белой бумаги для печатания. Что печатаю?
- Конспекты занятий. Единственное, что я печатаю на черновиках. Спасибо невестке, подгоняет постоянно. Остальной материал - цветной на качественной белой бумаге.
- Карточки с заданиями на занятия и домой. Да, я даю домашнюю работу детям от 5 до 10 лет. Остальным по согласию родителей.
- Наглядный и раздаточный материал. Вообще, наглядность - это наше всё! Чем младше ребёнок, тем больше наглядности. Сюда входят картины художников и иллюстрации к книгам, если этой книги у меня нет, предметные картинки по всем темам. Нет, они есть в продаже, но не по всем темам - раз, и заполняемость набора по теме очень скудная - это два. Ещё печатаю раздаточный материал по математике, потому что, извините, 10 одинаковых маленьких игрушек: зайчиков и к ним морковок у меня просто нет. А там не только зайчики, к каждому занятию свои "герои". Этот материал я печатаю на картоне.
- Диагностические листы и задания. Потом подробнее расскажу об этом. В следующих статьях.
- Игры. Вы видели сколько стоят настольные развивающие игры для малышей в магазинах? Кое-что не приходится покупать, но основное я печатаю.
Но картинки это мало. Нужны игрушки. Очень много игрушек. Тут мне подфартило. Крайние в нашей семье (и надеюсь не последние) - 2 девочки. Поэтому игрушек своих много. Правда, некоторые совсем не понадобились, но основная часть в ходу.
Необходимы наборы:
- мебели разного размера,
- посуды (тут много разновидностей надо),
- кукол (тоже разного пола, разного размера),
- кукольный одежды и атрибутов к ней (чем больше, тем лучше),
- овощей,
- фруктов,
- транспорта (всего, какой придумали),
- музыкальных инструментов,
- кубиков,
- животных диких и домашних,
- прочей живности (рыб, птиц, насекомых, земноводных и пресмыкающихся, морских обитателей),
- желательны подборки мелких игрушек для счёта и определения порядкового номера, для знакомства с буквами и определения звука в слове.
- геометрических фигур объёмных и плоских (и если плоские продаются в детских супермаркетах, то объёмных там нет, а в интернет-магазинах они очень дорогие),
- другая мелочёвка и не совсем мелочёвка: ленточки разных размеров и цветов, проволочки (а как лучше всего показать кривую и ломаную линии?), ракушки, камешки, монеты, термометры, щётки всех видов, линейки, рулетка, метр швейный, весы с гирями, липкая лента и т.д. и т.п. Можно долго перечислять.
- наборы картона цветного и белого. Из цветного самые ходовые цвета: белый (для карточек) и синий с красным (для букв). Очень много картона уходит.
- другие материалы для творчества: краски, кисти, клей, альбомы, цветная бумага, пластилин, баночки, дощечки, клеёночки.
- детские книги. Много книг, очень много. Ярких, красивых, непотрёпанных, с большими буквами и иллюстрациями. Всех детских авторов. Это одно из самых дорогих вложений. Недёшевы такие книги. В некоторых случаях спасает деревенская библиотека. Но она маленькая, в небольшом вагончике находится, и книг в ней совсем немного.
- стол для занятий, 2 стула разной высоты, доска маркерная с набором маркеров и магнитов.
- много разных папок: прозрачных на кнопках - для карточек, заданий, работ детей, больших с мультифорами - для конспектов занятий по всем возрастам.
- рабочий стол для меня, шкафы для пособий, ковёр на пол.
Вот такой мини-детский сад получается. Только в детском саду в каждой возрастной группе свои воспитатели, свои игрушки и пособия, а у меня всё в одном флаконе.
- Ещё один важный фактор при подготовке к занятиям - это наличие времени. Очень много надо сделать и приготовить перед каждым занятием. Например, для подготовки занятия для Егора (мальчик с ОВЗ) я трачу по 1,5 - 2 часа. Каждые 5-7 минут (больше ребёнок не выдерживает в силу своих особенностей) смена деятельности, на каждую из которых надо много материала.
В день бывает от 2 до 6 детей. Весь предыдущий вечер готовлю материал. Раскладываю по комнате, по ёмкостям, прикрываю тканью, дети любопытны и наблюдательны. Чтобы не тратить время на объяснение, что это не для тебя машинки подобраны, а для следующего за тобой ребёнка, приходится прятать.
Поздний вечер и даже зачастую ночь, всё подготовлено и разложено. И тут - тыдым! - звонок или сообщение: "Алёна Витальевна, извините, что так поздно. Мы завтра не сможем прийти. Мы ....(заболели, едем в город, пригласили в гости и т.д. и т.п.)".
Сил нет даже на эмоции. Ползу убирать разложенное из горки подготовленного.
Родители - это отдельная статья.
Помогает Бывалая, в основном вырезает буквы и раздаточный материал, точит карандаши. Муж нарезал и отшлифовал кубики из длинных брусков, купленных в супермаркете стройматериалов. Мама вяжет цветную одежду куклам и коврики нужных мне цветов. Семья старшего сына подгоняет периодически игрушки, в которые внучка уже не играет. Постираю, помою, заштопаю, лучше новой получается.
А вообще стараюсь, чтобы всё было новое, яркое, красивое. Короче, эстетичное.
Я вас не утомила? Хочется рассказать ещё очень много. Тем более собственно результаты я ещё не затронула.
Не хочу раздувать статью до огромных размеров, поэтому продолжение следует....
P.S. Вам интересно про это читать? Может глубоко в дебри залезла? Это ведь специфика моей работы. А Дзен любит веселуху и простоту. Хотя на меня многие из-за репетиторства подписались, полезна буду чем-нибудь. Короче, сама спросила, сама ответила🤦♀️😂. Нет, ваших ответов я тоже жду🤗.