Начало 19-го века - начало великой эпохи, «золотого века» русской национальной культуры. Это было время, когда Россия заняла лидирующее место в мировом культурном развитии, русская национальная культура проявила уникальные особенности.
Приглашаем на экскурсии по Смоленску и Смоленщине!
Наш великий земляк, композитор М.И. Глинка положил начало влиянию русской музыки на музыку всего мира. Француз Г.Л. Берлиоз в 1845 году, оценивая оригинальность, неповторимость опер Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», признавал, что русский композитор «имеет полное право занять место среди превосходнейших композиторов своего времени».
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине, куда уехал ещё в 1856 году, и был похоронен на лютеранском Троицком кладбище; а затем перезахоронен в Санкт-Петербурге.
А в Смоленске, на исторической родине композитора, было решено поставить ему памятник. Это был беспрецедентный случай - нигде в мире ещё не было памятников, посвящённых деятелям искусств. Инициаторами выступили деятели русской культуры - А.Г. Рубинштейн, В.В. Стасов, Г.А. Ларош и другие.
Мысль о сооружении памятника в г. Смоленске знаменитому русскому композитору, уроженцу Смоленской губернии М.И. Глинке впервые возникла среди дворян Смоленской губернии в конце 60-х гг. истекшего столетия, а в 1870 году смоленскому губернатору Н.П. Бороздне было подано заявление за подписью 108 дворян об исходатайствовании Высочайшего разрешения на открытие по всей России подписки на сооружение в г. Смоленске памятника и об учреждении комитета для принятия пожертвований.
В ответ на ходатайство Император Александр II соизволил [дать согласие] на сооружение в г. Смоленске памятника М.И. Глинке, на открытие подписки по империи для сбора добровольных приношений, на назначение конкурса для модели памятника и на учреждение комитета для принятия пожертвований. Комитет был составлен под председательством губернского предводителя дворянства кн. Е.В. Оболенского и инициаторов: А.А. Гернгросса, Н.Е. Криштафовича, А.П. Энгельгардта и И.Н. Тулубьева. Кроме того, в состав комитета вошло до 33 членов, выразивших желание принять непосредственное участие в заботах по устройству памятника.
На устройство памятника собрано было 35 313 руб. 21 коп., кроме того пожаловано Государем на торжество открытия памятника 5 000 руб.; всего 40 313 руб. 21 коп.
Газета «Смоленский вестник», 1901 год.
Торжественная закладка памятника состоялась 15 сентября 1883 года. В этот день в соборе, в присутствии властей города, была совершена заупокойная литургия, а затем панихида.
Ступени памятника изготовлены из местного чёрного гранита, фигура – из тёмной бронзы, пьедестал – из киевского лабрадора, у подножия пьедестала - венок из тёмной бронзы: «От товарищей, по воспитанию бывшего Императорского С.-Петербургского университетского благородного пансиона».
На пьедестале надписи - на лицевой стороне: «Глинке – Россия, 1885», на противоположной: «Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 г., в селе Новоспасском, Ельнинского уезда, скончался 3 февраля 1857 г., в Берлине, погребен в С.-Петербурге, в Александро-Невской лавре»; справа - «Жизнь за Царя», «Князь Холмский» «Испанские увертюры»; слева - «Руслан и Людмила», «Камаринская», «романсы и песни».
- Автор памятника - А.Р. Фон-Бок, русский скульптор немецкого происхождения, профессор Императорской Академии художеств. Из самых известных его работ - статуи «Психея» и «Амур, отпускающий на свободу пойманного им мотылька» в Риме, а бронзовая композиция «Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств» для купола здания Академии художеств в Петербурге была признана лучшей. В 1885 году в список главных произведений Фон-Бока вошёл памятник «композитору М. И. Глинке» в Смоленске.
И вот 20-го мая 1885 года в саду Блонье, напротив здания Дворянского собрания, с скрытого полотном памятника была сброшена пелена. Под звон колоколов, звуки хора и оркестра «Славься, славься!», а затем народного гимна открытие памятника состоялось.
Подготовка к этому событию была нешуточной. С балкона Дворянского собрания была возведена лестница, соединившая здание с парком Блонье. И площадка у памятника, и лестница, и зал дворянского собрания были богато украшены флагами, цветами, щитами с вензелями композитора. Вверху временной лестницы разместили хор Императорского Большого театра под управлением Балакирева. На Блонье собрались учащиеся всех учебных заведений и представители всех учреждений города. В зале дворянского собрания состоялось заседание комитета по сооружению памятника и приём, на котором присутствовало более 300 человек.
Перед открытием памятника состоялась торжественная передача его городу, а городской голова поклялся, "что город дорожит памятником и будет заботиться о сохранении его". Вечером состоялся концерт из произведений М.И. Глинки. а на следующий день - большой банкет и концерт из произведений его учеников и последователей.
В 1886 году в Петербурге была художественно задумана и мастерски исполнена ажурная решётка для памятника М.И. Глинке.
Рисунок решётки без труда прочитает любой, знакомый с нотной грамотой. Он представляет собой нотные строки, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. Великолепная решётка выполнена по идее В.В. Стасова архитектором Богомоловым, а работа сделана известным перербургским мастером Винклером.
Собраные народом на памятник средства тратились обдумано и рачительно. Неизрасходованными остались 500 рублей, их решено было внести в фонд на открытие в нашем городе музыкальной школы имени М.И.Глинки.
Вскоре после установки памятника М.И. Глинке было создано Смоленское отделение Императорского музыкального общества, концерты которого в зале дворянского собрания привлекали многочисленных слушателей и имели большой успех.
Как памятник уцелел в годы ВОВ читайте в заметке: Интересные факты и невероятные совпадения в жизни города, случившиеся в 19 и 20-м веке.