Найти тему
Евгений Дмитриев

10 вещей, которые вы должны знать о христианской медитации

Photo by Tim Mossholder on Unsplash



Слово «медитация» приобрело дурную репутацию в определенных христианских кругах. В этой статье я хочу провозгласить ее одной из важнейших духовных дисциплин для всех верующих.

1. Медитация начинается, но ни в коем случае не заканчивается размышлением над Священным Писанием.

Чтобы медитировать должным образом, наши души должны размышлять над тем, что усвоил наш разум, а наши сердца должны радоваться тому, что постигли наши души. Мы по-настоящему медитировали, когда медленно читали, с молитвой впитывали и смиренно полагались на то, что Бог открыл нам в своем Слове. Все это, конечно, в сознательной зависимости от внутренней, заряжающей энергией работы Духа.

2. Таким образом, медитация — это быть внимательным к Богу.

Это один из способов, которым мы «продолжаем искать того, что выше, где Христос» (Кол. 3:1). Это сознательное, непрерывное взаимодействие ума с Богом. Это обновление разума (Рим. 12:1-2) является частью процесса, посредством которого слово Божье проникает в душу и дух светом озарения и силой преображения.

3. Размышление над Священным Писанием необходимо для христианской жизни. Просто рассмотрите несколько текстов, которые проясняют это.

«Эта книга закона да не отходит от уст ваших, но вы должны размышлять над ней день и ночь, чтобы быть осторожными и поступать согласно всему, что в ней написано. Ибо тогда вы сделаете свой путь процветающим, и тогда у вас будет хороший успех» (Иисус Навин 1:8).

«Блажен человек, который не ходит по совету нечестивых, и не стоит на пути грешников, и не сидит в собрании насмешников; но воля его в законе Господнем, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:1-2).

«Я хранил слово Твое в сердце моем, чтобы не грешить пред тобою» (Пс. 119:11).

«Я буду размышлять о твоих заповедях и обращу взор мой на пути твои» (Пс. 119:15).

Кроме того, рассмотрите множество других наставлений и примеров медитации над словом Божьим из Псалма 119:23, 48, 78, 97, 99, 103, 148.

4. Мы также должны приучать свои души медитировать на славу и величие Бога, явленные в естественном творении.

Джонатан Эдвардс описывает воздействие одной конкретной встречи с силой и чудом творения:

«И когда я шел там [на пастбище его отца] и смотрел на небо и облака; в моем сознании возникло сладостное ощущение великолепного величия и благодати Божьей, которое я не знаю, как выразить. . . . Внешний вид всего изменился: казалось, что почти во всем был спокойный, приятный оттенок, или видимость божественной славы. Божье превосходство, его мудрость, его чистота и любовь, казалось, проявлялись во всем; в солнце, луне и звездах; в облаках и голубом небе; в траве, цветах, деревьях; в воде и во всей природе; что, бывало, очень помогало мне сосредоточиться. Я часто подолгу сидел и смотрел на луну; и поэтому днем я проводил много времени, рассматривая облака и небо, чтобы созерцать сладостную славу Божью в этих вещах: в то же время, тихо напевая, я размышлял о Создателе и Искупителе. И едва ли что-либо из всех творений природы было для меня так приятно, как гром и молния. Раньше ничто не было для меня таким ужасным. Раньше я был человеком, которого необычайно пугал гром: и меня охватывал ужас, когда я видел, как надвигается гроза. Но сейчас, наоборот, это обрадовало меня. Я почувствовал Бога при первом появлении грозы. И в такие моменты я обычно пользовался возможностью сосредоточиться на созерцании облаков, наблюдал за игрой молний и слышал величественный и ужасный голос Божьего грома: что часто было чрезвычайно занимательно, приводя меня к сладостным размышлениям о моем великом и славном Боге. И пока я просматривал, обычно тратил свое время, как мне всегда казалось естественным, на то, чтобы петь или декламировать свои медитации; излагать свои мысли в монологах и говорить певучим голосом» (Выдержки из его личного дневника, с. 27-28).

5. Мы также должны регулярно размышлять о самом Боге и его многочисленных делах.

«Об одном я просил у Господа, к чему буду стремиться: чтобы я мог пребывать в доме Господнем во все дни моей жизни, созерцать красоту Господа и вопрошать [медитировать, NASB] в Его храме» (Пс. 27:4).

«когда я вспоминаю тебя на постели моей и размышляю о тебе в ночные часы» (Пс. 63:6).

«Я вспоминаю старые времена, давние годы. Я сказал: ‘Позволь мне вспомнить мою песню ночью; позволь мне медитировать в моем сердце. Затем мой дух предпринял усердный поиск. . . . Я буду помнить деяния Господа; да, я буду помнить ваши чудеса прошлого. Я буду обдумывать всю вашу работу и размышлять о ваших великих деяниях» (Пс. 77:5-6, 11-12; см. Также Псалом 111:2; 119:27; 143:5; 145:5).

6. Христианскую медитацию следует отличать от той, которую мы находим в восточных религиях или более поздних веяниях нью эйдж.

Например, в отличие от восточной медитации, которая проповедует опустошение ума, христианская медитация призывает нас наполнить наш разум Богом и его истиной. Нигде в Библии «разум» как таковой не описывается как злой или недостойный быть средством, с помощью которого Бог общается с нами. Что Библия действительно осуждает, так это интеллектуальную гордыню, но не сам интеллект. Нам нужно смирение, а не невежество. Я выступаю против высокомерного и циничного интеллектуализма. Но это не то же самое, что использовать разум, данный нам Богом, с помощью Святого Духа и наставлений Священного Писания, чтобы оценивать, различать и критически оценивать то, что происходит как в церкви, так и в мире.

Таким образом, в отличие от восточной медитации, которая пропагандирует пассивность ума, христианская медитация призывает нас активно использовать нашу ментальную энергию. Нигде это не изложено лучше, чем Павлом в Послании к Филиппийцам 4:8. Здесь он призывает нас «позволить нашим умам сосредоточиться» на том, что является «истинным», «благородным», «правильным», «чистым», «прекрасным» и «пользующимся хорошей репутацией». Те вещи, которые «превосходны» и «достойны похвалы», должны быть целями нашей мысленной цели. Недостаточно просто признать, что вещи и идеи морального и умственного совершенства важны. Простое подтверждение таких истин и добродетелей мало что даст во время испытаний. Мы должны энергично считать, принимать во внимание и придавать взвешенный характер этим вещам. Они должны пленить наши умы таким образом, чтобы безвкусная, неряшливая, вымышленная и причудливая суета мира потеряла свою привлекательность.

В отличие от восточной медитации, которая проповедует отрешенность от мира, христианская медитация призывает к привязанности к Богу. Если верующий отстраняется от отвлекающих факторов и соблазнов мира, то это для того, чтобы он / она мог взаимодействовать с Отцом, Сыном и Святым Духом. В отличие от восточной медитации, которая пропагандирует визуализацию для создания собственной реальности, христианская медитация призывает к визуализации реальности, уже созданной Богом. В отличие от восточной медитации, которая проповедует метафизический союз с «богом», христианская медитация призывает к духовному общению с Богом. В отличие от восточной медитации, которая призывает к внутреннему путешествию, чтобы найти центр своего существа, христианская медитация призывает к внешнему сосредоточению на объективном откровении Бога в Священных Писаниях и творении. В отличие от восточной медитации, которая проповедует мистический перенос как цель ваших усилий, христианская медитация призывает к моральной трансформации как цели ваших усилий.

7. Итак, как христианину следует развивать дисциплину медитации?

Первый шаг — воспроизвести в своем уме присутствие Бога. Возможно, чтение и размышление над Псалмом 139: 1-10поможет. Сосредоточьте свое внимание на неизбежном присутствии, интимной близости Бога. Вопросы позы, времени и места второстепенны, но не маловажны. Единственным правилом было бы: делайте то, что наиболее способствует концентрации. Если поза неудобна, измените ее. Если определенное время дня или ночи неудобно, измените его. Если выбранное вами место постоянно прерывает вас и отвлекает, переместите его. Мне нравится смотреть футбол по телевизору так же, как и любому другому парню, но попытка обратиться к Слову Божьему во время собрания вряд ли является эффективным способом ощутить его силу!

8. Второй шаг — внимательно изучить. Под этим я подразумеваю чтение, повторение прочитанного, запись, затем переписывание.

Мы должны помнить о разнице между информативным чтением Священных Писаний и формирующим чтением. Первая фокусируется на сборе информации, увеличении знаний, сборе и запоминании данных. Цель последней — быть сформированной текстом посредством работы Святого Духа. Благодаря информативному чтению я контролирую текст. При формирующем чтении текст управляет мной.

9. Это также помогает применить ваше воображение и чувства к истине текста.

Представьте себя лично вовлеченным в отношения, встречу или переживание, о которых говорится в тексте. Слушайте слова так, как они произносятся. Почувствуйте прикосновение Иисуса к больному телу. Попробуйте и понюхайте рыбу и хлеб, когда их подают множеству людей. Посмотрите на истины, которые открыл Бог, мысленно воссоздав сцену в вашем присутствии. В этом нет ничего волшебного или таинственного. Цель воображения не в том, чтобы, как утверждают некоторые, создавать нашу собственную реальность. Наше воображение — это функция нашего разума, посредством которой мы более глубоко и мощно переживаем реальность, созданную Богом. Делая это, размышляйте об истине Слова; размышляйте над истиной текста; впитывайте его, пропитывайтесь им, снова и снова прокручивая его в уме.

10. Заключительные шаги можно резюмировать в четырех словах: молитесь, персонализируйте, восхваляйте и практикуйте.

Трудно понять, когда медитация переходит в молитву. На самом деле это не так важно. Но в какой-то момент примите истину такой, какой ее осветил Святой Дух, и с ответной молитвой обратитесь к Богу, будь то в прошении, благодарении или ходатайстве. Другими словами, возьмите Священное Писание и превратите его в диалог с Богом.

По возможности и в соответствии со здравыми принципами толкования Библии заменяйте имена собственные и личные местоимения своим именем. Бог никогда не хотел, чтобы его Слово бесцельно витало в безличных абстракциях. Он создал это для вас и для меня.

Затем поклоняйтесь Господу за то, кто он есть, и за то, что он сделал, и как это было открыто в Священных Писаниях. Медитация всегда должна приводить нас к поклонению и празднованию Бога.

Наконец, практикуйтесь. Посвятите себя выполнению того, что повелевает Слово. Цель медитации — нравственное преобразование. Цель созерцания — послушание. А в послушании — невыразимая радость, полная славы.