Найти тему
4,7K подписчиков

54 случая. Ситуация на Камчатке с туберкулезом тревожная, но контролируемая

130 прочитали
   54 случая. Ситуация на Камчатке с туберкулезом тревожная, но контролируемая
54 случая. Ситуация на Камчатке с туберкулезом тревожная, но контролируемая

Туберкулёз – давно известное заболевание, которое даже спустя 140 лет с момента открытия возбудителя инфекции не удаётся победить полностью. При этом сегодня медики знают почти всё об этом недуге и вполне успешно его лечат.

Но он по-прежнему остаётся одним из самых опасных заболеваний, которое приводит к инвалидности, а порой и к летальному исходу. На Камчатке ситуация с распространением заболевания контролируемая, но немного тревожная. Как защитить себя и близких, рассказал главный врач Камчатского краевого противотуберкулёзного диспансера Андрей Громов.

Аргументы за вакцину

Андрей Громов: С начала года в крае выявили 54 случая туберкулёза, и это несколько больше, чем в прошлые годы, – говорит Андрей Валентинович. – Впрочем, говорить о том, что ситуация осложняется, пока преждевременно, – зачастую к декабрю количество подтверждённых случаев снижается, и статистика выравнивается. Пока мы видим вполне объяснимые причины, почему заболеваемость растёт.

Ольга Хохлова, «АиФ Камчатка»: И с чем это связано?

– В первую очередь, с массовым приездом на полуостров иностранных граждан, которые устраиваются здесь на работу. На Камчатке сейчас идёт ряд «больших строек», на них трудятся много мигрантов. Без нашего медицинского осмотра разрешение на работу они получить не могут, а среди них как раз-таки нередко и выявляются заболевшие туберкулёзом. Впрочем, говорить, что так происходит в большинстве случаев, тоже нельзя. Туберкулёзом болеют и дети, и подростки, и взрослые, а не только заключённые или люди с низким социальным статусом, как думают многие.

– Когда мы говорим о детском туберкулёзе, то антиваксеры ехидно улыбаются, мол, вакцинация от этого недуга бесполезна. Иначе как можно объяснить тот факт, что им заболевают дети, которых вакцинировали ещё в роддоме?

    Фото:  АиФ
Фото: АиФ

– Во-первых, заболевают в основном невакцинированные дети. Во вторых - вакцина БЦЖ не опасна для детей, и формирует стойкую иммунную защиту от тяжелых форм туберкулёза (поражения костей позвоночника, менингита, тяжелых поражений внутренних органов) и перехода скрытого носительства бацилл в активную форму заболевания.

В нашей стране вакцинация БЦЖ внесена в график обязательных прививок национального календаря – её рекомендовано делать всем детям. Даже полноценная вакцинация БЦЖ не спасает от инфицирования туберкулезными бактериями. Ребенок рано или поздно заражается патогенными микобактериями, но они будут бессимптомно присутствовать в лимфоузлах, не давая о себе знать и сдерживаться иммунитетом. Напряженность иммунитета и реакцию тела на эти микробы проверяют кожными пробами – проба Манту и Диаскинтест.

– В начале лета формируются детские коллективы в садиках и школах, и если без других прививок направления выдаются, то не обследованные на туберкулёз дети в общеобразовательные учреждения не допускаются. Некоторые родители этим фактом недовольны...

– Очень правильно, что в нашей стране по-прежнему обязательным является требование, при котором все дети, поступающие в образовательные учреждения, должны пройти иммунодиагностику. В противном случае, ребёнок не допускается до их посещения. И это не прихоть медиков, не гонка за статисткой, как думают антиваксеры. Многие даже не задумываются, что один ребёнок с активной формой туберкулёза, допущенный до занятий, может заразить половину класса. Да и родителей обследованных детей легко понять: кому захочется, чтобы рядом с ребёнком в тесном контакте находился человек, который, возможно, заражён смертельно опасной инфекцией? По-моему, даже малейшие риски здесь не оправданы.

– Многие бы сейчас парировали вам, мол, а как вообще туберкулёз можно пропустить? Это же не банальная ОРВИ...

– Коварство этой болезни ещё и в том, что туберкулёз чаще протекает бессимптомно. Симптомы появляются, когда начинают разрушаться лёгкие, на запущенной стадии болезни. Для своевременного выявления недуга был разработан стандарт диагностики, который должен проводиться ежегодно. Малыши до 7 лет проходят реакцию Манту. Если она оказывается положительной, ставится диаскинтест. Если он оказывается в «плюсе», ребёнок направляется к фтизиатру для дальнейшего обследования – компьютерной томографии грудной клетки. Однако, если есть клинические симптомы болезни – кашель, при котором не помогают лекарства, ночная потливость, температура около 37 градусов, которая не спадает длительное время – это показания для внепланового обследования на туберкулёз.

Секрет успешного лечения

– Андрей Валентинович, напомните, как происходит заражение туберкулёзом.

– Болезнь вызывает бактерия, известная как палочка Коха. Она передаётся воздушно-капельным путём: при разговоре, чихании, кашле. Важную роль здесь играет продолжительность контакта с заболевшим. Конечно, не исключена вероятность заражения при случайном контакте в общественном транспорте или на улице, но рисков здесь гораздо меньше, учитывая его кратковременность. А вот внутри семьи, стабильного или закрытого коллектива, шансы подхватить инфекцию крайне высоки.

– Как сегодня лечат туберкулёз?

– Первое, на что должен настроиться пациент, – это на длительную борьбу с инфекцией. В нашем тубдиспансере пациенты получают как медикаментозную терапию, так и хирургическое лечение. Отмечу, что в некоторых случаях операции хоть и не сокращают длительность лечения, но положительно влияют на динамику выздоровления. У нас давно налажена работа и по предоставлению санаторно-курортного лечения: камчатские пациенты оздоравливаются в санаториях Краснодарского, Алтайского, Ставропольского края. Мы оплачиваем им проезд, там они восстанавливаются также за счёт бюджета.

Особая мотивация

– Андрей Валентинович, многие годы особенно сложная ситуация с туберкулёзом на Камчатке складывалась в северных районах края. А как дела обстоят сегодня?

– Сейчас в крае нет районов, свободных от туберкулёза, но ошибочно полагать, что проблема с распространением инфекции стоит только в удалённых муниципалитетах. Болеют как в Петропавловске, Елизове и Вилючинске, так и в самых маленьких сёлах... Наши коллеги регулярно выезжают в районы для обследования населения, совсем недавно они вернулись из командировки в Соболевский, Тигильский и Олюторский районы. Кстати, именно в последнем, самом удалённом, в этом году не были зафиксированы новые случаи заболевания.

– Многие не знают, что в крае существуют социальные программы для пациентов с туберкулёзом. Расскажите об этой работе.

– Действительно, с целью мотивации больных начать лечение, на Камчатке действует социальная программа по предоставлению продуктовых наборов пациентам с туберкулёзом. Правда, пока только для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера. Но мы работаем над тем, чтобы такую поддержку получали все пациенты с подтверждённым диагнозом.

К сожалению, всё ещё остаётся низким охват населения профосмотрами: только около 68 % камчатцев регулярно проверяют своё здоровье при плановых показателях в 81 %.И это при условии, что в медучреждениях края созданы буквально все удобства для быстрого прохождения диспансеризации или профосмотров. Флюорографию, например, можно сделать за полчаса, фактически в обеденный перерыв, и я настоятельно рекомендую не пренебрегать этой возможностью. Вовремя выявленные изменения и своевременное назначение лечения дают высокие шансы на выздоровление.

– Краевой тубдиспансер – единственное в регионе профильное учреждение для лечения опасного заболевания. Как происходит обновление медицинского оборудования в диспансере?

– В этом году мы реорганизуем лёгочно-хирургическое отделение – у нас появится палата интенсивной терапии для наблюдения за пациентами в раннем послеоперационном периоде. Пока только на три койки и, к сожалению, за счёт сокращения имеющихся площадей, но это необходимые изменения. Также планируем заменить флюорографическую установку и дооснастить отделения современным медицинским оборудованием.

Фтизиатрическая служба в регионе стабильно работает, в каждом районе края трудятся квалифицированные специалисты, причём они обновляются, приходят молодые кадры. Отмечу, что край хорошо оснащается лекарственными препаратами против туберкулёза. Это важно, поскольку отсутствие дефицита лекарств – одно из слагаемых наших успехов в борьбе с заболеванием.

Но туберкулёз – социальная болезнь, и только усилиями медиков с ней не справиться. Необходимо улучшать условия жизни и быта людей, особенно в отдалённых северных посёлках, развивать медицину. Как говорят в научном сообществе, туберкулёз нельзя искоренить полностью, но с ним нужно уметь «договариваться».