Найти в Дзене
Вехи Синематографа

Про живопись. Алексей Саврасов

"Грачи прилетели" картина из Третьяковской галереи. Фото автора
"Грачи прилетели" картина из Третьяковской галереи. Фото автора

Кажется, что искра, которой наделил Создатель Саврасова видна в каждой его картине.

А может быть это и не искра, а целый вулкан? Вулкан мастерства и таланта! Пожалуй, такого особенного пейзажиста нет больше на всем белом свете.

Алексей Саврасов (1830-1897)
Алексей Саврасов (1830-1897)

Его работы сразу узнаваемы и ни на кого не похожи.

И если имя Саврасова заявлено в списке экспозиции музея, для меня вопрос о посещении даже не стоит.

Картина из нижегородского музея. Фото автора
Картина из нижегородского музея. Фото автора

Можно часами простаивать перед его избушкой и гадать: как так можно?

Вроде бы ничего особенного - снег, небо, вода, в воде небо. Халупа, - из трубы дымок. А вот три нелогичных огонька в боковых окнах наполняют картину жизнью. Жизнью и теплом. Когда изображают огонь - всегда тепло.

Его "Печерский монастырь" лиричное, в своей кондовой правде жизни, полотно. Его я люблю особенно. Возле этого монастыря я провел детство. В советское время он, как водится, был запущен и мы излазали его вдоль и поперек. Некоторые из этих избушек, что у Саврасова на переднем плане, простояли до середины 80-х.

"Печерский монастырь". Нижегородский музей. Фото автора
"Печерский монастырь". Нижегородский музей. Фото автора

Сейчас там всё гламурно. РПЦ умеет причесать, иногда даже чрезмерно. В наш Горьковский художественный музей мы зачастую ходили только на Саврасова. Те несколько картин и этюдов, что у нас есть, были для нас энергетическим магнитом. Почему были? Они и сейчас магнит! Оказавшись в музее, меня всегда влечет к этим избам перед монастырём, к загадочной избушке с огоньком в окнах и конечно же к прилетевшим грачам.

"Грачи..." из нижегородского музея. Фото автора
"Грачи..." из нижегородского музея. Фото автора

Грачи, вообще, стали родными - сколько раз я пытался воспроизвести их.

В Третьяковке висит оригинал, у нас же авторское повторение. Саврасов неоднократно возвращался к этой картине - сделал много этюдов и повторений. Все они рассыпаны по разным городам. "Грачи прилетели" самая жизнеутверждающая картина Саврасова. Когда кончились морозы, появилось солнце серебром на снегу, вернулись птицы и новые надежды. От неё тепло на сердце.

Впрочем все полотна художника "светлые". Даже если там буря и дождь они, все равно, с той самой искрой.

Работа Саврасова в Музее пейзажа в Плёсе. Фото автора
Работа Саврасова в Музее пейзажа в Плёсе. Фото автора
Работа Саврасова в Музее пейзажа в Плёсе. Фото автора
Работа Саврасова в Музее пейзажа в Плёсе. Фото автора

При всей своей трагичности в жизни, Саврасов был и остался непревзойденным поэтом в живописи.

Две овальные картины составляют удивительный диптих. Плёсский музей пейзажа. Фото автора.
Две овальные картины составляют удивительный диптих. Плёсский музей пейзажа. Фото автора.

В Москве и Питере самые большие собрания его картин.

Всегда завидовал тем людям, которые могут себе позволить не спеша придти в один день, скажем, на Левитана, другой на Крамского, третий на Саврасова. Не смешивая, а созерцая и изучая каждого отдельно. Так вкуснее и ощутимей...

P.S. Друзья непременно ставьте лайки и подписывайтесь. И Вам в радость и мне за счастье.