Кажется, что искра, которой наделил Создатель Саврасова видна в каждой его картине.
А может быть это и не искра, а целый вулкан? Вулкан мастерства и таланта! Пожалуй, такого особенного пейзажиста нет больше на всем белом свете.
Его работы сразу узнаваемы и ни на кого не похожи.
И если имя Саврасова заявлено в списке экспозиции музея, для меня вопрос о посещении даже не стоит.
Можно часами простаивать перед его избушкой и гадать: как так можно?
Вроде бы ничего особенного - снег, небо, вода, в воде небо. Халупа, - из трубы дымок. А вот три нелогичных огонька в боковых окнах наполняют картину жизнью. Жизнью и теплом. Когда изображают огонь - всегда тепло.
Его "Печерский монастырь" лиричное, в своей кондовой правде жизни, полотно. Его я люблю особенно. Возле этого монастыря я провел детство. В советское время он, как водится, был запущен и мы излазали его вдоль и поперек. Некоторые из этих избушек, что у Саврасова на переднем плане, простояли до середины 80-х.
Сейчас там всё гламурно. РПЦ умеет причесать, иногда даже чрезмерно. В наш Горьковский художественный музей мы зачастую ходили только на Саврасова. Те несколько картин и этюдов, что у нас есть, были для нас энергетическим магнитом. Почему были? Они и сейчас магнит! Оказавшись в музее, меня всегда влечет к этим избам перед монастырём, к загадочной избушке с огоньком в окнах и конечно же к прилетевшим грачам.
Грачи, вообще, стали родными - сколько раз я пытался воспроизвести их.
В Третьяковке висит оригинал, у нас же авторское повторение. Саврасов неоднократно возвращался к этой картине - сделал много этюдов и повторений. Все они рассыпаны по разным городам. "Грачи прилетели" самая жизнеутверждающая картина Саврасова. Когда кончились морозы, появилось солнце серебром на снегу, вернулись птицы и новые надежды. От неё тепло на сердце.
Впрочем все полотна художника "светлые". Даже если там буря и дождь они, все равно, с той самой искрой.
При всей своей трагичности в жизни, Саврасов был и остался непревзойденным поэтом в живописи.
В Москве и Питере самые большие собрания его картин.
Всегда завидовал тем людям, которые могут себе позволить не спеша придти в один день, скажем, на Левитана, другой на Крамского, третий на Саврасова. Не смешивая, а созерцая и изучая каждого отдельно. Так вкуснее и ощутимей...
P.S. Друзья непременно ставьте лайки и подписывайтесь. И Вам в радость и мне за счастье.