Найти тему

ПАРИЖ НА ВОЛГЕ

И это – не фантастика. Просто в Чувашском театре оперы и балета в городе Чебоксары поставили оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра».

К этой премьере главный музыкальный театр Чувашии подошел уже с новым названием. Буквально недавно, по инициативе директора Андрея Попова, был проведен ребрендинг знаменитого коллектива, который стал называться «Волга опера». И когда на его сцене идет балетный спектакль, то на афише значится - «Волга балет». Автору этих строк досталась «Волга оперетта».

Вспоминая историю

Любители оперетты не относят это сочинение великого Кадьмана к числу его безусловных шедевров. Однако несколько вокальных и музыкальных хитов из «Фиалки Монмартра» вовсю гуляют по концертным подмосткам мира. Особенно ударный номер Нинон, знакомый всем по первой строчке и энергичному ритму: «Веселится и ликует весь ночной Монмартр». Эти куплеты многие помнят по стремительному исполнению Татьяны Шмыги.

Сегодня на дворе – иные мелодии и иные отношения классической оперетты со зрителем, который с удовольствием слушает и классические арии, и восторгается брутальностью решений мюзиклов всех времен и народов.

Однако гениальный Кальман всегда востребован в музыкальном театре, ибо его оперетты можно было бы назвать «опера-лайт». Что же касается непосредственно «Фиалки», то эту оперетту композитор посвятил своей молодой жене, русской актрисе Вере Макинской. Либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда было основано на журналистских зарисовках французского писателя Анри Мюрже (1822—1861) из книги «Сцены из жизни богемы». Премьера состоялась 21 марта 1930 года, в Вене, в Театре Иоганна Штрауса.

В некотором смысле сюжет творения Кальмана очень сильно напоминает фабулу не менее известного музыкального сочинения Джакомо Пуччини «Богема».

Что же касается русских версий «Фиалки Монмартра», то вспомним спектакль ленинграского Театра музыкальной комедии 1933 года, и телефильм «Под крышами Монмартра», поставленный в 1975 году Владимиром Горрикером. Была еще и версия Александра Белинского «Карамболина-карамболетта» 1983 года.

Команда единомышленников

В постановочной бригаде было сильно заметно присутствие наших земляков. Режиссер спектакля – Ирина Гаудасинская. Художник-постановщик – еще один петербуржец Елисей Шепелев. В качестве дирижера-постановщика был приглашен Ренат Жиганшин (Нижний Новгород). А художником по свету на преокте трудился Кирилл Хрущев из Екатеринбурга. Очень важную роль в нынешней версии оперетты играли балетные номера, поставленные Алексеем Рюминым. И отдельное восхищение вызвал хор (хормейстер – Александр Милов), который в буквальном смысле слова стал полнопрарвным действующим лицом постановки.

Ударные и кульминаионные моменты спектакля были отданы хору, поющему и подтанцовывавшему. Что на свой лад продемонстрировало возможности труппы «Волга оперы». И здесь стоит сказать несколько слов о контексте, в котором состоялась премьера «Фиалки Монмартра».

Поем и танцуем в контексте

Премьера оперетты Имре Кальмана в Чебоксарах открывала программу Четвертого международного фестиваля оперетты, которую проводил (назовем его по-прежнему) Чувашский театр оперы и балета с 16 по 21 мая нынешнего года. И в этом нам видится последовательность событийной политики обновленного руководства театра. Здесь фестивальные события – не из ряда вон выходящая сенсация, а устоявшаяся афишная практика, когда и спектакли текущего репертуара, и гастрольные показы, и специальные гости собираются в одно время, в одном месте, блокируясь по жанрам и видам музыкального искусства.

Как показывает опыт организации репертуара на принципах эвентуального менеджмента в театральной жизни столичных поволжских городов, то она оправдывает себя, не давая скучать потенциальным зрителям в ожидании премьер текущего репертуара. Что и говорить публика обожает быть первой и стать соучастником эксклюзивного культурного события. И в случае с Чебоксарами эффективность подобной стратегии борьбы за зрителей в зале оправдывает. Свою позитивную роль в этом процессе сыграла и «Пушкинская карта».

Мы оказались под крышами Парижа и Монмартра

История богемной жизни трех друзей сыграна в «Волга оперетте» энергично, не без доли иронии. Стоит упомянуть всю троицу – художник Рауль (Андрей Белов), композитор Марсель (Сергей Кузнецов) и поэт Анри (Дмитрий Алексеев). У каждого из исполнителей есть дублеры, что в конечном счете, дает некоторые возможности руководству театра маневрировать с текущим и гастрольным репертуаром.

Что же касается прекрасных дам, то их участие в сюжете, согласно Имре Кальману, самое прямое. Можно даже сказать, что возникающее соперничество цветочницы Виолетты (Алиса Шалгинова) и гризетки Нинон (Елена Соколова) есть тот самый мотор фабулы, из-за которой возникают всяческие нелепицы и неурядицы на сцене. Однако перерасти в грандиозный бал-скандал повествоввание не успевает…

Герои молоды, амбициозны и темпераменты в своих проявлениях чувств. Любовь порождает атмосферу романтики, когда хочется петь и танцевать. Именно этим оправдывается включение в ход спектакля значительного количества не только положенных словесных реприз, но и занимательных музыкальных номеров. Их ритм и эффектность нарастает от эпизода к эпизоду. С тем, чтобы в финале вылится в истинный бенефис музыкального веселья.

Этому способтсвует и мобильная декорация, будто приглашающая публику, отбросить суетные заботы и мысленно оказаться там, откуда видна Эйфелева башня.

Финал под аплодисменты

Актеры, что называется, разыгрались к заключительным эпизодам постановки. Чему в немалой степени способствовали массовые сцены с поперемнно солрующими Нинон и Виолеттой. Чувствовалась атмосфера премьеры, которая и объединила зал и сцену, на которой зрители могли любоваться красотами парижской богемной жизни, весело подпевая соответствующим ариям и куплетам. Недаром оперетту именуют «жанром хорошего настроения». «Фиалка Монмартра» в «Волга оперетте» это со всей очевидностью потвердила. Чтобы оказаться в Париже, оказывается, не надо отправляться во Францию. Достаточно найти в афише Чувашского театра оперы и балета соответствующее название оперетты Имре Кальмана и купить на это спектакль билет.

Сергей Ильченко

Чебоксары – Санкт-Петербург