Найти в Дзене

Литература через призму искусства...

На определенном этапе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что не получаю удовлетворения от традиционного урока. На традиционном уроке доминирует учитель. Он преподносит ученикам готовые знания, тем самым, подавляя их мыслительную и творческую инициативу и порождая отстраненное отношение учащихся к предмету в частности и к процессу обучения в целом. Я задумалась, как сделать так, чтобы и мне – учителю, и учащимся был интересен процесс урока; чтобы урок максимально раскрывал интеллектуальные, творческие, организаторские способности учащихся, тем самым, создавая возможности для их самореализации. У меня возникла потребность выйти из существующей образовательной модели и попытаться найти ту среду, в которой и учащиеся, и я сможем себя реализовать. Познакомившись с опытом работы учителей нашей школы, изучив теорию вопроса, я вышла на возможность использования элементов проектной технологии в совместной образовательной деятельности. Что мне понравилось в данной технологии?

На определенном этапе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что не получаю удовлетворения от традиционного урока. На традиционном уроке доминирует учитель. Он преподносит ученикам готовые знания, тем самым, подавляя их мыслительную и творческую инициативу и порождая отстраненное отношение учащихся к предмету в частности и к процессу обучения в целом. Я задумалась, как сделать так, чтобы и мне – учителю, и учащимся был интересен процесс урока; чтобы урок максимально раскрывал интеллектуальные, творческие, организаторские способности учащихся, тем самым, создавая возможности для их самореализации. У меня возникла потребность выйти из существующей образовательной модели и попытаться найти ту среду, в которой и учащиеся, и я сможем себя реализовать. Познакомившись с опытом работы учителей нашей школы, изучив теорию вопроса, я вышла на возможность использования элементов проектной технологии в совместной образовательной деятельности. Что мне понравилось в данной технологии?

1) Практика проектирования довольно разнообразна, поэтому догматов нет.

2) Проектировочная деятельность содержит в себе принцип саморазвития – решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проявления данной деятельности. 3) Участие в проектировании ставит участников образовательного процесса в активную позицию. Ученик в данной ситуации не объект деятельности педагога, он, как и учитель, полноправный субъект творческой деятельности.

-2

4) Проектирование, с одной стороны, индивидуально - творческий процесс, с другой – процесс коллективного творчества, поэтому в ходе деятельности формируются умения индивидуальной и коллективной работы.

Из существующих подходов к проектированию1 я выбрала такой, при котором педагоги совместно с детьми и родителями разрабатывают свой проект, учитывающий индивидуальные условия, к которым относятся: возраст учащихся, особенность классного коллектива; склонности и творческие способности учащихся; условия внешней среды – социума города; специфика предмета, при которой литература – это не просто общеобразовательный предмет, это – часть культуры, которую, на мой взгляд, нельзя изучать в отрыве от других составляющих: музыки, изобразительного и театрального искусств. Следует отметить, что при таком подходе изменяется не только технология, изменяется и содержание предмета, в которое входят направления: «искусство в литературе» и «региональный компонент». Считаю это важным, так как учащиеся должны видеть, чувствовать прекрасное, но не абстрактное, а конкретное, связанное с жизнью нашего города, его природными, культурно-эстетическими условиями.

Предлагаю к просмотру тематическое видео:

https://www.youtube.com/watch?v=jnVmjTATiOw

Привлечение изобразительного искусства к урокам литературы оправдано тем, что способствует углублению знаний учащихся по изучаемому предмету. Сила воздействия литературы на юную душу обусловлена тем, что в школьный годы дет интенсивный процесс духовного становления личности. Нравственные нормы, эстетические идеалы героев литературных произведений, пример биографий писателей становятся тем «строительным материалом», из которого формируется личность. Биографии писателей всегда становятся особой зоной интереса школьников, а их творческий путь, жизненные обстоятельства являются темой литературно-музыкальных гостиных, открытых уроков. При подготовке к открытому уроку по биографии одного из писателей появился проект под названием «Литературная елка». Для иллюстраций были выбраны наиболее запомнившиеся биографии писателей и литературные сюжеты. В качестве материала для иллюстраций были использованы апельсины, так как они наиболее ярко отражают новогоднюю тематику и являют собой похожую форму новогодних игрушек.
https://www.youtube.com/watch?v=3p3XZ91PC5o

-3

-4

-5

В настоящее время школа находится в поиске обновления содержания образования и обогащения методов преподавания. Воспитать в учащихся любовь к искусству, развить в них художественное эстетическое восприятие окружающего мира,формировать в них духовно-нравственное начало –это  одно из важнейших задач литературы в школе.

Поскольку театр как предмет изучения в школе - «это особое явление, которое формирует личность ребенка, его жизненную позицию, морально - эстетические нормы поведения, то синтетическая природа театрального искусства делает его особым средством воздействия на природу человека, а самой синтетической способностью его, вероятно, является эстетическая, т.е. способность воспринимать, творить гармонию»

Использование театрального искусства в жизни школы становится все более популярным благодаря своей позитивно-творческой эмоциональности и педагогической эффективности, так как это сказывается на формировании художественного восприятия учащимися окружающего мира.

В результате приобретения театрального мастерства у детей  появляется сопутствующее ему развитие вкуса и расширение кругозора. Через театр создаются замечательные условия для вхождения школьников в культуру, то есть решается проблема становления ребенка как личности .

Знакомя детей с языком искусства в школе, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, мобилизуем их внутренние духовные силы.

В результате включения ребёнка в театрально-творческую деятельность происходит полихудожественное развитие личности на трёх уровнях:

- природно-адаптационный уровень связан с познанием мира через движение и звучание, когда, пробуя свои возможности в области различных искусств, необходимых для создания театрального образа, ребёнок проявляет себя через сферу чувств и действий; Требование единства этики и эстетики, которые К. К. Станиславский выдвигал как наиважнейшее в работе профессионального театра,

в детской театральной самодеятельности приобретает первостепенное значение, ибо оно непосредственно связано с основной целью и направленностью занятий искусством в общеобразовательной школе.

- социально-адаптационный уровень связан с включением личности в пространство других индивидов, что предполагает самые различные способы общения от постижения духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством за всю историю его существования, до непосредственного общения со сверстниками, принимающими участие в создании спектакля. В данном случае личность осваивает мир не только через действия и чувства, но, прежде всего, на понятийной и образной основе.

-6

- И, наконец, интегральный уровень, являющийся результатом освоения мира в процессе познания творческой деятельности и общения , выражающийся в способности к синестезии и метафорическому мышлению.

Знакомство учеников с теорией действия, точнее открытие языка действий, является самым сущностным образовательным компонентом на занятиях по литературе. Гегель утверждал, что ничто великое в мире не совершалось без страсти. Человеческая мысль, совесть, энергия, личные ощущения аккумулировались в произведениях искусства. Крупицы фантазии, воображения, интуиции, философского освоения реальности складываются в памяти человека и создают художественный мир.

Художественный образ существует не только в самом произведении, но и в момент работы над ним, в единстве переживания и осмысления, во взаимосвязи чувственного и рационального, и, наконец, в слове самого учителя. Воспитание ребенка происходит лишь в тот момент, когда он фокусирует в себе нравственные приобретения других людей , осознаёт себя героем, может родиться тысячу раз в облике ярких, горящих людей, прожить жизнь разных героев с их страстями. Чем больше будет прожито жизней, тем быстрее взрослеют и мужают дети.

Учитель должен развивать в детях образное мышление, говорить с ними на художественном языке. Возможно, даже сопоставить художников произведения с картинками художников, прослушивать музыку, фильм дальнейшим обсуждением.

Главная роль учителя - быть посредником между ребенком и автором, наладить общение между людьми разного возраста, порой разделенными веками. Беседа произойдет лишь тогда, когда будет понята точка зрения Мастера, когда ребенок выкажет свою оценку не на произведение, а на явление, когда эти взгляды будут сопоставлены.

Чаще всего после такого « разговора» в душе ребенка происходит новое духовное приобретение, он «впитывает» в себя опыт мудрых, взрослеет и становится богаче. Сухомлинский писал «ты человеком родился, но человеком должен стать».

Надо отметить, что анализ художественного произведения не может полностью исчерпать образ художника. Каждый воспринимающий вносит в процесс восприятия свой индивидуальный и неповторимый смысл. Особенность языка искусства - в его символическом характере, в художественных обобщениях. Понять произведение - это выявить смысл, идейное содержание.

-7

Мастер предлагает нечто, а воспринимающий должен в самом себе развернуть его мысль. Если человек пытается понять образ, дорисовать его, домыслить - он уже соавтор, он уже приобщен к творчеству. Художественный текст является одним из основных аспектов развития  учащихся средствами театра. Взаимодействие театра с литературой мыслится как структурообразующая связь.

Необходимым художественно выразительным средством для раскрытия литературных образов, помогающих создать эмоциональный настрой, является театр.

Драматическое произведение дает ученику возможность воссоздавать в воображении целый культурный пласт, связанный с историей развития общества. Драматургия приобщает школьников к пониманию ценностного смысла культуры, развивает способность к рефлексии, оценке окружающего мира, людей и самих себя, что помогает культурному самоопределению человека.

-8

Изучая литературные тексты, ученики через собственное критическое творчество идут к сотворчеству понимающих , которые открывают бесконечные возможности для самораскрытия, так как творческое понимание продолжает развиваться.

При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубление восприятия текста и способствующие развитию воображения и речи  школьников. К числу основных видов творческих текстов, используемых на уроках чтения, в настоящее время можно отнести три: иллюстрирование, рассказывание и драматизация. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму: иллюстрацию, рассказ в - импровизацию, сценку, спектакль. Эти три вида отличаются друг от друга характером деятельности, последовательностью выполнения действий и конечным результатом.

Выполнение любой творческой работы в первую очередь требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения. А это значит, что учащимся должен быть хорошо знаком текст, они должны научиться быстро ориентироваться в нем, т.е. научиться тщательно отбирать из него весь материал, относящийся к данной творческой работе; выбирать сценку для драматизации. Надо найти такой эпизод, к которому можно нарисовать картину. С этой целью используется приём выборочного чтения и выборочного пересказа.

Также задания способствуют более внимательному и вдумчивому прочтению текста, тщательному отбору каждого слова, каждой реплики, имевшей отношение к предложенным иллюстрациям. Всё это требует от учащихся умения воссоздать в воображении прочитанное. У многих детей воссоздающее воображение бывает на очень низком уровне. Чтобы развивать эти способности на уроке, большое внимание нужно уделять формированию у детей умения представить, т.е. воссоздать в воображении прочитанное.

Вначале, конечно, нужно иллюстрацией заниматься коллективно. Не надо забывать, что продуманное и последовательное накопление художественных впечатлений - основа эстетического воспитания средствами театра.

К.С. Станиславский отмечал,- что с той же силой, с какой театр влияет на зрителей, облагораживания их, он может принимать и портить вкусы, и призывал помнить о детях, остро и на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления.

Большое место в репертуаре для младших школьников занимают и народная и классическая литературная сказка. Идея народных сказок, их смысл в активной борьбе со злом, уверенности в победе, прославление труда, защите простого человека. В них воплощена извечная мечта народа о торжестве правды. Счастливые сказочные эпилоги дают ребёнку реальное ощущение победы высоких идейных и нравственных ценностей, служат тем наглядным выражением разумности и справедливости бытия, в котором ребёнок черпает необходимую для начала жизненного пути уверенность.

-9

Не одно искусство не входит жизнь ребенка так радостно, так волнующе и празднично, как театральное, которое наполняет и одухотворяет школьника. Немногие искусства способны произвести такое сильное впечатление, как театр.

Он приносит радость соучастия и сотворчества, радость непосредственно приобщения к прекрасному и познание нового. Именно с театром бывают часто связаны самые яркие и светлые впечатления детства.

Ставя ребёнка-зрителя в положение «третьего творца», театр пробуждает в нём художническое, творческое начало, дремлющее в душе каждого человека.

-10

Необходимо дать детям возможность наиболее полно и разнообразно выражать свои чувства, ибо выражение оформляет мысль, углубляет чувство.

Работа по спектаклю - своеобразное творчество, которому противопоказаны рецепты. Учитель, включаясь в эту работу, и сам становится участником творческого процесса, сам многое осмысляет заново вместе с детьми.

Продуманная система этнического воспитания даёт возможность растить грамотных людей, способных в полной мере наслаждаться искусством, сохранять и развивать в ребёнке важные особенности творческой личности, способствует идеальному и нравственному становлению человека. И эта сторона вопроса особенно актуальна в современном мире. Дети, которые посещают театральные коллективы, очень внимательны к окружающим, они больше сопереживают другим, у них активизируются образное мышление, они толерантны. В них сильно развито чувство коллектива и ответственности. Вместе с тем, возможность театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только мужественность структур человеческих отношений, но её потенциальное движение к восстановлению нарушившихся «бытия и человека, общества и личности, разнообразного и случайного, личного и разного - в целостность даёт выход на интегрирование методов творчества других искусств» (Г. Гачев). В результате ребёнок способен почувствовать себя частицей мироздания, стать сопричастным силам мира, в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности.

-11

Библиография: