Про почерк врачей ходят легенды и анекдоты. А если врач пишет каллиграфически, то у меня закрадываются мысли: "А он точно врач?"
В последние годы почти каждый второй мой ученик пишет ужасно. Если почерк просто корявый - это ещё ничего. Страшнее, когда почерк не разобрать совсем, как записи врача. Пишет дитё, пишет, а потом сам себя прочитать не может через минуту.
У меня была студентка-практикантка - единственная отличница в группе. Только вот незадача - у нее был нечитаемый почерк. Остальные студенты в группе домашку не делали, приходили с утра пораньше и просили отличницу дать списать. Она охотно давала, а через пару минут ей возвращали ее тетрадки. Почерк у нее непонятный, списать нельзя. Никто из группы так и не мог разобраться в ее каракулях. Пришлось им всем делать ненавистную домашку самостоятельно. А отличнице преподаватели отметки потом ставили в конце обучения, уже не заглядывая в ее тетради.
И девочка эта - будущий учитель начальных классов. Как она будет учить детей писать? Все шутили, что она вузом ошиблась, надо был в мед идти.
Про ее дальнейшую судьбу я не знаю.
А почему врачи пишут неразборчиво? Всё просто - жизнь заставила, ведь им нужно писать очень быстро на приеме. В моем городе врачи просто вдвойне загружены писаниной: надо написать одно и то же в электронной карте пациента и в бумажной, а ещё выписать рецепт или просто бумажку с рекомендациями дать в руки больному. И всё это надо у петь сделать за 10 минут приёма. Тут у кого угодно почерк будет быстрым, но непонятным.
У меня трёхлетняя дочка насмотрелись на наших врачей и начала копировать их письмо так в своем альбоме:
Непонятно пишут не только русские врачи, кстати.
О чем свидетельствует неразборчивый почерк у людей, если они не врачи?
Мозг работает быстрее, чем руки. Рука просто не успевает записывать, мысль проносится стремительнее.
Плохой почерк не говорит о том, что человек плохой, глупый или дисграфик. Часто это признак особого склада ума. Многие великие гении обладали безобразным почерком .
Только при этом надо исключить все психологические и прочие болезни.
Когда я показываю эту картинку своим ученикам, они заявляют, что у них именно белая горячка.
Итак, что же делать с непонятным почерком?
Пошутили про врачей и прочее, но смех смехом, а с этим нужно что-то делать!
Учителя снижают отметки. Родители хватаются за голову и плачут. А виновник плохого почерка ничего не хочет делать. А зачем ему что-то исправлять? Ему и так хорошо.
Смиряться с непонятным почерком не стоит. Пробовать его исправить можно в любом возрасте. У меня есть огромный цикл статей на эту тему. В основном это советы по исправлению плохого почерка, но здесь я поднимаю вопрос именно о неразборчивости письма.
Кратко расскажу о классических способах, которыми я пользуюсь в своей практике. Они применимы при непонятном почерке.
1. Для начала отодвинем все прописи. Они не помогут. Присмотримся к письму в школьной тетрадке и выпишем на отдельный лист только те буквы, которые явно неразборчиво написаны.
Для чего их выписывать? Для того чтобы тренировать именно их, а не все 33 буквы русского алфавита. Все буквы ребенок плохо не пишет, у него будет всего штук 10 непонятных, их и будем тренироваться писать правильно и красиво.
2. Далее смотрим видео или наглядные картинки о правильном написании этих букв. Стараемся копировать увиденное.
Если проблема с наклоном, размером букв, то купите тетрадь в узкую косую линейку.
3. Важно не торопиться. Лозунги: "быстрее", "выше", "сильнее" - они для спорта. При исправлении почерка о них лучше забыть.
4. Для того, чтобы буквы были одного размера, пройдите простое задание - нарисуйте ровный заборчик из палочек.
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если палочки прыгают, если они разной длины, то выполняйте это упражнение до тех пор, пока заборчик не будет ровным. И только потом можно выравнивать не палочки, а свои буквы при письме на манер заборчика.
5. Если хромает наклон букв, можно использовать похожее задание с палочками, но они все должны быть наклонены ровно и в одну сторону:
//////////////////////////
Как правило, косая линейка в тетрадке положение не спасает, дети всё равно наклон не соблюдают, поэтому я рекомендую тренировать его на задании с палочками "Косой заборчик".
6. Если "хромает' расстояние между буквами и словами, тоже можно рисовать заборчик из палочек, но уже обращать своё внимание на расстояние между ними, оно должно быть одинаковым:
| | | | | | | | | | |
Лучше заниматься одним делом, пока не доведём его до автоматизма, чем всеми делами сразу. То есть исправляем сначала размер букв с помощью "заборчика", не обращая внимание на наклон и расстояние между буквами. Когда исправим размер, тогда можно переходить к наклону или чему-то другому, где требуется коррекция.
7. Если на этапе рисования палочек ничего не получается, то это проблема с концентрацией внимания, неразвитой моторикой, усидчивостью. Поэтому находим упражнения для исправления этих нарушений, а только потом снова возвращаемся к палочкам. После палочек переходим к буквам. После букв к слогам, далее к словам и предложениям.
Не получается писать ровные и понятные предложения, то возвращайтесь на шаг назад, к словам. Не получается писать ровные буквы, то возвращайтесь обратно к палочкам, пока не доведете этот навык до автоматизма.
Над почерком лучше работать регулярно, каждый день по чуть-чуть, чем один раз в неделю по 3 часа.
Желаю, чтобы у всех был понятный и разборчивый почерк.
Ставьте "нравится".