Найти тему
О насущном

Жертвы маркетплейсов: правда ли можно столкнуться с мошенничеством в онлайн-магазинах?

С ростом популярности маркетплейсов прямо пропорционально возросло мошенничество в онлайн магазинах.

Многие привыкли не доверять покупкам в интернете, потому что вводить данные банковской карты считается небезопасным.

Источник: makplace.ru
Источник: makplace.ru

Поэтому в нашем расследовании мы хотим рассказать о внутренних делах маркетплейсов для покупателей и начинающих предпринимателей. А также мы узнаем были ли случаи мошенничества на маркетплейсах.

Мы опросили пятерых предпринимателей, чтобы предоставить валидные данные, в которых не придется сомневаться.

Маркетплейсы зарекомендовали себя как успешную бизнес-модель на отечественном рынке еще 4 года назад. По данным datainsight.ru на конец 2018 года онлайн-рынок в России оценивался всего в 3—5% от общего объема торговли. В 2019 году его рост составил 28%, а к 2020 — все 44%. И значительный вклад в этот рост внесли маркетплейсы.

В рейтинге российских интернет-магазинов «Топ-100 2022» 1 и 2 места занимают Wildberries и Ozon.

Источник: https://top100.datainsight.ru
Источник: https://top100.datainsight.ru

Пандемические ограничения только подстегнули это развитие. К привычным в доковидные времена онлайн-покупкам гаджетов и бытовой техники прибавились и стали обыденностью покупки продуктов, медикаментов, товаров первой необходимости. И хотя карантинных мер уже давно нет, привычка покупать онлайн сформировалась и останется надолго. Только вот можно ли до конца быть уверенным в безопасности такого шоппинга?

Источник: probusiness.io
Источник: probusiness.io

После проведения небольшого опроса и общения с молодыми предпринимателями нам удалось получить ответы, касательно «внутрянки» торговли на маркетплейсах. (Ниже будут представлены ответы всех опрошенных, они просили не указывать имён)

Ответы после каждого вопроса - выводы, к которым мы приходили, суммируя ответы опрошенных.

1. Почему вы выбрали именно Ozon и/или WB для продаж? Почему вы считаете эти площадки выгодными для работы?

Ozon и Wildberries наиболее продаваемые и посещаемые площадки о них больше информации, в отличии от других. При экстренном переходе в онлайн далеко не каждый розничный магазин смог вложить средства в создание и продвижение онлайн-канала продаж. Маркетплейс — уже раскрученный ресурс, который дает продавцу быстрый доступ к аудитории, избавляет от необходимости вести полномасштабные маркетинговые кампании, позволяет выйти на новый уровень продаж.

Выйти на WB и Ozon со своим товаром очень легко, достаточно открыть ИП и закупить нужный товар. Создать карточки товара может абсолютно каждый, все инструкции по правильному заполнению есть, как на самих площадках, так и в открытом доступе на различных сайтах.

На WB и Ozon выгодней продавать, нежели открыть свой магазин в Инстаграм или брать помещение в аренду, потому что если вы открываете магазин и арендуете помещение, вам нужно будет вложить в рекламу, в доставку и аренду. На WB и Ozon товар продвигает сама площадка абсолютно бесплатно, платите вы только за хранение товара (для каждого вида товара предусмотрены своя цена на хранение), но есть система FBO (хранение на складе Ozon/WB), где вы платите за эту услугу, и есть система FBS (хранение на своем складе), где за хранение вы уже не платите.

“С 1 февраля 2021 года стоимость хранения товара на складе будет рассчитываться по предмету и начисляться ежедневно, вне зависимости от показателей оборачиваемости. Стоимость хранения будет зависеть от предмета. Например, холодильники - 1,76 рублей в день за каждую единицу, рюкзаки 0,1 рубль в день за каждую единицу»
Источник: vc.ru
Источник: vc.ru

2. Плюсы и минусы работы с этими площадками.

Опрошенные выдвинули следующие плюсы:

- большой товарооборот

- возможность продавать официально и без создания специально сайта

- небольшая комиссия для поставщиков (комиссия отличается и варьируется от 5 до 15% от цены продажи)

- быстрая доставка товаров клиентам (курьер привезет покупки на дом в течение 1-4 часов, в зависимости от места получения. Например, в Коньково или Химки заказ придёт за час, в Мытищи — за два, а в Зеленоград — не дольше четырех часов)

- возможность работать из дома, много покупателей (у WB их около 40 млн человек).

Также есть и минусы:

- отсутствие возможности прямого контакта с покупателем (на WB есть такая возможность, только при личной доставке товара до покупателя)

- придется тщательно изучить данные маркетплейсы, чтобы понять работу на них и узнать способы продвижения товара

- помимо уплаты налога, необходимо еще уплачивать логистику, комиссию

- люди могут украсть одну часть, а остальное вернуть тебе (например могут вытащить из спорт. костюма штаны и вернуть только толстовку), утеря товара (на WB тебе не вернут деньги за утерянный сотрудниками товар)

- нужно быть конкурентным, особенно если конкуренты продают такой же товар как у тебя. Многие начинают демпить (искусственно снижать цену)

- есть случаи, когда сотрудники WB или Ozon на складе безответственно  относятся к хранению и в дальнейшем к транспортировке товара, вследствии чего товар может прийти в плохом состоянии и от него откажется клиент, либо товар и вовсе могут потерять

- товар может долго блуждать в непонятных направлениях по независящим причинам от продавца, есть вероятность отказа от товара со стороны клиентов

- ещё недобросовестные конкуренты могут оставить плохой отзыв.

3.Вы пробовали работать с другими площадками (например, Яндекс.Маркет)? В чем разница? (например, доход, поток заказов, условия размещения)

Разные маркетплейсы выдвигают по отношению к партнерам разные требования. Чтобы размещать товары на OZON, потребуется вводить ЭДО (электронный документооборот), а на Wildberries это необязательно. А Lamoda, например, сотрудничает только с компаниями, имеющими свой зарегистрированный товарный знак.Главное преимущество, которое дает продавцу размещение на маркетплейсе, это трафик. Сведения о количестве покупателей, как правило, предоставляются продавцу перед регистрацией. Однако нужно понимать, что для успешных продаж важно не только количество покупателей, но и их платежеспособность. Продавцу совсем необязательно выбирать один-единственный маркетплейс. Хорошая стратегия — зарегистрироваться на нескольких площадках, подходящих вам по основным параметрам, и посмотреть, какая лучше себя показывает с точки зрения продаж и продвижения бренда.

Источник: makplace.ru
Источник: makplace.ru

4.Вы сталкивались с мошенничеством на Ozon и/ или WB? Поделитесь собственным опытом или рассказами своих коллег.

Мошенничество на крупных маркет-плейсах, типа Wildberries, практически не возможно. При регистрации у продавца попросят все документы по его фирме или ИП. Проскочить однодневке не удастся. Если и проскочит, то жизнь его на площадке будет коротка. Поэтому, мошенники пошли другим путем.

Многим полюбилась эта площадка настолько, что в личных кабинетах хранятся достаточно крупные суммы. Преступники действуют достаточно тривиально. Сначала собираются или покупаются базы клиентов площадки. Имея на руках e-mail’ы, производится подбор паролей «по словарю». Да, на дворе 2023 год, а самый популярный пароль у людей до сих пор «123456». Из таких паролей составляются «словари», далее каждый e-mail просто сопоставляется с паролем из словаря. После подбора, у взломщика собирается какое-то количество аккаунтов к которым есть 100% доступ. Далее у злоумышленника два пути: либо продать аккаунты на специальных биржах, либо самому красть деньги.

5. Вы сталкивались с трудностями при сотрудничестве с этими площадками? Поделитесь собственным опытом или рассказами своих коллег.  По вашему, как можно избежать этих трудностей?

Трудности безусловно есть, где их сейчас нет? Очень часто вносятся изменения, которые нужно всегда читать в новостях и подстраиваться под них, твой товар будут продвигать только в том случае, если ты провёл сео оптимизацию карточек товара, то есть выяснил по каким запросам люди чаще всего находят похожий товар, этот процесс довольно долгий и кропотливый, но зато ваша карточка будет держаться в Топе и ее увидит гораздо больше людей, чем когда ты пишешь короткое непродающее описание и будешь потом платить вб за рекламу( это довольно дорого и выгодно только крупным компаниям).Также площадки очень часто могут виснуть и работать бывает ну невозможно, каждое действие будет совершаться не за секунду, а за несколько минут, что конечно очень напрягает, если тебе нужно например скидку на товар установить как можно скорее.

6.Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям, которые планируют торговать на Ozon и/ или WB? (например, выбор товара для торговли, обучение, лайфхаки, установление стоимости)

Прежде чем заходить в любой бизнес, в том числе на маркетплейс, с каким-либо товаром, необходимо провести минимальный анализ рынка. Изучите, что уже продается на площадке, какой уровень спроса, какие цены. Для этого есть достаточно много разных инструментов аналитики, но надо помнить, что если товар хорошо продается на одном маркетплейсе, то это совсем не означает, что он зайдет и на другой площадке. Даже если обе площадки относятся к одной стране, как, например, Ozon и Wildberries.

Например, Wildberries – более женский магазин, вернее магазин с превалирующей женской аудиторией, соответственно, товары таких категорий, как женская и детская одежда, красота, домашний уход, игрушки, детские товары и прочее здесь зайдут лучше, чем на OZON.

Источник: similarweb
Источник: similarweb

Важно понимать, что на каждого покупателя может найтись мошенник. Главное - уметь здраво мыслить и осознавать что вы делаете. Даже несмотря на то, что попасться в руки мошенников на Ozon и Wildberries очень сложно, необходимо разобраться в работе сайта и если вы покупатель, и если вы продавец.

Авторы: Серебрякова Виктория, Семёнова Полина, Боранукова Дана и Ершова Дарья