Часто слышу выражение «мы далеки от искусства», «реализм - настоящее искусство, а что делайте вы позор!», «Мой ребенок так же может», «заняться вам нечем!», «за эту хрень такие деньги?!», «Вы тут полуумные», прочая бесконечная трель.
Разобьем данные возгласы на несколько групп.
Первая: «Мой ребенок так же может»…
Что такое детский рисунок?
Ловенфельд дал общие характеристики шести основным стадиям развития рисовальных навыков ребенка с двух лет до подросткового возраста:
- Стадия каракулей (2-4 года): первые опыты самовыражения через случайные, разрозненные, а позднее - более сгруппированные метки, линии, каракули и круги.
- Предсхематическая стадия (4-7 лет): первые попытки детей построить элементарные визуальные идеи и освоить простую символику - своего рода визуальную стенографию, позволяющую изображать людей, животных, места и предметы.
- Схематическая стадия (7-9 лет): выработка представления о форме как специфической схеме или фигуре, выражающей что-либо. На этой стадии ребенок переходит к изобразительным символам: рисует фигуры, предметы, обращает внимание на композицию и цвет, располагает все элементы рисунка на одной линии.
- Объединительная стадия (9-12 лет): начало реалистиче-ского подхода. Цвета становятся более естественными, растет число деталей, делаются первые попытки передать пространство.
- Стадия псевдонатурализма (12-14 лет): формирование рационального мышления, четких представлений о человеческой фигуре и об окружающей среде; овладение приемами карикатуры и преувеличения.
- Подростковое творчество (14-17 лет). В этот период дети начинают принимать самостоятельные решения, и их работы становятся всё более детализированными и сложными.
По простому, детский и подростковый рисунок - опыт развития психики, показатель уровня мышления, изучение мира, способ познания способствующий взрослению.
Рисование - это один из элементов обучения и развития человека.
Профессиональный художник не только оставил эти этапы в прошлом, как правило к 25 годам уже получил профильную творческую профессию, и более того, большой практический опыт.
Если и происходит «имитация детского рисунка» - это происходит осознано, а не потому что профессионал остановился на «этапе развития 2-4 лет».
Второе. «Мы далеки от искусства».
Наша жизнь неразрывно связана с искусством. Все что нас окружает - от одежды до предметов быта: брелки на ключах, шторы на окнах, декоративная косметика, прически, фото и видео соц сетей, цвет сотовых телефонов, и чехлов на них, фасады ресторанов, фастфуда, витрины, этикетки на товарах - все это было разработано различными художниками, работающие в разных узких отраслях: дизайнеры, мода, Бьюти индустрия, архитектура и т.д.
Все визуальный решения выходят от старшего брата - искусства.
Третье. «Заняться вам нечем!», «За эту хрень такие деньги?!», «Вы тут полуумные, особенно эта баба, которая блог ведет».
Встречный вопрос: а вы знакомы с трудами Лакана, Канта, Платона, Дюшана?
Что бы понять «полуумных, занимающихся творчеством», нужно для начала изучить мировые религии, философию, историю, понимать особенности технического прогресса и многое другое.
Нужно в серьез заняться собственным образованием, причем широкого спектра.
Проще всегда следовать поговорке: «смолчи за умного сойдешь».
Четвертое. «Реализм - настоящее искусство! А вы тут рисовать не умеете».
Реализм был актуален, когда не было фотографии и видеосъемки.
Реализм был единственной формой изображения портрета, исторического события.
Если ваше восприятие искусства сформировано только на «портретной живописи, маринистах, натюрмортах, да пейзажах» - поздравляю, вам была доступна для изучения только нога неизвестного животного, а не весь зверь целиком.
Забегу сразу вперед: если вы полистаете визуальные подборки «Страдающего средневековья», или изучите работы Босха, то быстро убедитесь, что искусство никогда не было «правильно выточенным поленом».
Всегда веселят крики «об высоконравственности людей прошлого и развращенности сегодняшнего мира». Тут меня бросает в бесконечный хохот. Почитайте жизнеописание людей до дарования Торы, или «Сказки Афанасьева». И дальше мы будем смеяться вместе.
История моего поколения начинается в момент необычайных потрясений, затронувших весь мир. Она берет начало в том ошеломляющем периоде, который связал политические катаклизмы 1989 года с беспрецедентным научно-технологическим взлетом
1990-го. Если 1989 год, ознаменованный падением Берлинской стены, студенческими протестами на площади Тяньаньмэнь и волной демократических революций, прокатившейся по Восточной Европе от Чехословакии до Польши и от Венгрии до
Румынии, завершил собой старую эпоху, то следующие двенадцать месяцев стали свидетелями рассвета новой культурной эры, очевидной параллели которой в истории человечества еще не было. Именно в 1990 году произошел запуск космического телескопа Hubble, что бесповоротно изменило наше представление о Вселенной, и стартовал проект «Геном человека», неизмеримо углубивший наше понимание самой ткани человеческого тела; и тогда же, на рубеже 1980-1990-х годов, была создана Всемирная паутина, радикально трансформировавшая возможности общения и способы хранения и передачи информации.
Всё это послужило беспокойным фоном для возникновения тех работ, которые не подготовленный зритель «обозначит фигней».
Великое искусство вибрирует вместе с пульсом эпохи, его пробудившим, и способно фиксировать сознание своего поколения глубже, чем любой другой человеческий документ. - {$M}