У современных историков существует масса вопросов относительно происхождения основателя династии Рюриковичей, ответы на которые они, вероятно, уже никогда не получат. Но самое удивительно, что не меньше вопросов у них и к обстоятельствам смерти последнего представителя династии - царевича Дмитрия,младшего сына Ивана грозного, в 1591 году. До сих пор историки в недоумении: что именно случилось с мальчиком - несчастный случай или убийство?
Считается,что Дмитрий,если бы достиг совершеннолетия,все равно не смог претендовать на российский престол, ибо родился от шестой жены Грозного. А тогдашние церковные каноны признавали законными детей лишь от трех первых браков. Но этот порог был легко преодолен -аж три Лжедмитрия после гибели Дмитрия успели примерить "шапку Мономаха".
Погиб семилетний Дмитрий в годы царствования своего старшего брата, Федора Ивановича. Того, правда, в силу слабого здоровья трудно назвать истинным правителем Руси, и реально в государстве правил шурин царя Борис Годунов. К тому же Федор остался бездетным,и князь Годунов,как считают историки, заранее готовил себе царский престол. Возможно, именно он подослал убийц к царевичу Дмитрию, как последнему препятствию на пути к русскому престолу. А, возможно, и нет.
По крайней мере официальная версия гибели царевича звучала так: царевич играл во дворе в "ножички" со своими сверстниками, но вдруг у него случился приступ падучей, он упал на нож, который держал в руке и нанес себе смертельную рану в шею.
Людей, которые в это время находились во дворе, где погиб царевич, растерзала толпа. Всего 15 человек. Позже невиновность их была доказана.
Итак, во главе следственного комитета Годунов поставил Василия Шуйского. Комиссия, которую он возглавил, расспросив свидетелей, вынесла вердикт: смерть царевича - несчастный случай.
Но ведь надо было кого-то наказать.
И случился беспрецедентный в мировой истории случай: набатный колокол, который в 1591 году известил Углич о гибели царевича Дмитрия и невольно вызвал народные волнения,был... "сослан" в сибирский Тобольск. В летописях сообщается, что его, как "подстрекателя к бунту", прежде чем сослать, сбросили со Спасской колокольни, вырвали язык, отрубили ухо и наказали принародно на площади двенадцатью ударами плетей. По некоторым сведениям, угличане целый год волокли на себе тяжеленный колокол в Сибирь.Там он пробыл три столетия, пока его не вернули назад в Углич.