Найти тему
Читает Шафферт

Книжные игры от библиотерапевта Николая Назаркина

Пару лет назад замечательный детский писатель и библиотерапевт Николай Назаркин поделился своим списком хороших игр на книжную тему, в которые можно игра с читающими детьми. Ссылки той давно уже нет (или я плохо искала), а вот текст я сохранила. Поделюсь с вами, мне кажется, что некоторые подходят для книжных клубов или занятий с подростками.

Николай Назаркин. Фото с сайта prodetlit.ru
Николай Назаркин. Фото с сайта prodetlit.ru

1. Ищут пожарные, ищет милиция.

  • Требуется: текст новый, ещё не читанный; листок бумаги; ручка или карандаш.
  • Читаем текст до первого портрета. Пытаемся визуализировать персонажа. Если кому удобнее, то, конечно, рисуем, а иначе составляем фоторобот. Особенно интересно проделывать такое попеременно с хорошими и плохими текстами. Там, где описания героев хоть сколь-нибудь художественны, и там, где по-школьному деревянны. Заодно увидим интересный феномен. Формально описать «маленькую, быструю, похожую на взъерошенного возмущённого птенца» героиню куда труднее, чем «у неё были голубые глаза, светлые волосы до попы и 152 сантиметра роста». А вот нарисовать – наоборот, верно? Игру можно продолжить, дописывая/дорисовывая новые детали. Особенное удовольствие тут доставляют, конечно, графоманы, сами забывшие то, что писали. Когда та самая «152 сантиметра роста» героиня внезапно что-то достаёт с верхней полки шкафа, а «голубые глаза» неожиданно становятся «цвета грозового облака». Да и с попами случается всякое. В текстах хороших неожиданностей случается куда меньше, зато портреты раскрываются точнее. Кому что интереснее. Можно играть в компании, например, с детьми, соревнуясь самыми красивыми или самыми смешными рисунками и описаниями.
Арагорн из экранизации
Арагорн из экранизации

2. Штаны Арагорна

  • Требуется: текст можно любой, и новый, и старый, любимый; листок бумаги; ручка или карандаш.
  • Выписываем на листочек гардероб персонажей. Всё, что упомянуто в тексте. От очков до сапог и обратно. Если хочется и способности позволяют, можно нарисовать. Но без додумывания и умолчаний. Получится ли у нас прилично одетый герой или он будет как Арагорн у Профессора? Напомню, что этот персонаж знаменит в том числе тем, что ни в одном оригинальном тексте Толкина не упомянуто, носил ли король Гондора штаны. А что у других писателей? Насколько их герои сверкают своими ягодицами? Играть опять же можно компанией, хихикая над героинями исключительно в новых туфельках или господами в цилиндрах на босу ногу.
Карта Острова сокровищ
Карта Острова сокровищ

3. Карты! Карты!

  • Требуется: текст можно любой, и новый, и старый, любимый; листок бумаги; ручка или карандаш.
  • В редком тексте герои никуда не идут, не едут, не летят или плывут. А куда? Понятно, если это путь из Петербурга в Москву или из Нью-Йорка в Роттердам. А если из Лисса в Зурбаган или из Лериона в Ультар? Это на север, юг, запад, восток? И это об обычных, привычных маршрутах. А если это вообще «икспедиция» Кристофера Робина?! Вопросы, вопросы! Надо карту рисовать. Чтобы понять, куда попали герои и как найти правильный путь. Играть можно компанией, с компасом, секстантом, астролябией или, хотя бы, определяя истинный полдень с помощью лыжной палки на балконе.
Книжная скульптура
Книжная скульптура

4. А вот у нас в ауле аналогичный случай был…

  • Требуется: компания из хотя бы трёх человек минимум школьного, а лучше – среднего школьного и старше возраста; опционально – листы бумаги и ручки, но можно и без.
  • Первый игрок начинает рассказывать сюжет какой-нибудь книги, очень желательно – известной остальным. Гарри Поттера какого-нибудь. Не называя имён, но с запоминающимися подробностями. После нескольких фраз очередь переходит к другому игроку, который должен продолжить, так же без имён, но с подробностями, рассказом про другую книгу. Перекликающуюся деталями с первой. Очень упрощённый пример: «Главный герой был очень бедный и жил у злых родственников в каморке под лестницей. – И должен был перебирать бобы, возиться в зале и сажать сорок розовых кустов. – И розы выросли вокруг всего замка неприступной стеной. – Но стена только казалась неприступной, а зима была уже близко!» – и так далее, и тому подобное. Цель – разумеется, посмеяться всем вместе, но иногда удивительно узнать, что же именно прочитали и запомнили твои дети…
Обложка книги
Обложка книги

5. Грибы-поэты

  • Требуется: компания минимум из двух человек.
  • Первый игрок (очевидно, это мама, папа, бабушка…) объявляет «Я – гриб-поэт!», после чего становится на пол, поджимает одну ногу, раскидывает руки (это шляпка гриба, да и удобнее так) и начинает читать известный ребёнку стих. После одной-двух-четырёх строчек очередь передаётся ребёнку. Тоже на одной ножке и раскинув руки пусть читает.
    Уровень может быть абсолютно любой. «
    Мишка очень любит мёд! – Почему? Кто поймёт? – В самом деле, почему – Мёд так нравится ему?» или «Гелиос с моря прекрасного встал и явился на медном – Своде небес, чтоб сиять для бессмертных богов и для смертных...» – только от фантазии зависит, лишь бы было весело. Заканчивается игра на полу, куда уставшие грибы-мамы/папы и грибы-дети валятся вповалку.
    Это вариант для малышей, для народа постарше можно придумать всяческие финтифлюшки. Объявить, например, себя «грибом-чагой» и повиснуть на взрослом. Или дать право каждому на один крик «Мухомор!» – тогда объявленный мухомором должен отказаться от «ядовитого» стихотворения и быстро выбрать новое. Особенно весело это делать, когда остаётся последняя пара слов в четверостишии, но произнести их уже нельзя.

***
Кстати, надо потом еще написать отдельно про книги Николая Назаркина. Он из тех авторов, кому одинаково хорошо удаются художественные и научно-популярные книги для детей. Знаком ли вам этот писатель?