Найти тему
Хакнем Иудаизм

Влияние одежды на духовное развитие: теория и практика в иудаизме

Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.
Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.

Для того, чтобы понять эту тему, нужно знать несколько аспектов.

1. Истинное чувство собственного достоинства (а не глупая гордыня) — это очень сильно средство самосовершенствования. Человек понимает, что логика обязывает соблюдать Тору. Грех — это всегда глупость. (Если кто-то хочет обсудить этот тезис — эта тема для отдельного разговора).

Если человек себя ценит, он не позволит себе делать низменные поступки, всякие глупости. Как, скажем, в светском обществе уважаемый человек не станет ковыряться в носу или харкать прилюдно. Еще более уважающий себя человек не позволит себе грубые слова или разглядывать нескромную женщину. И т. д.

Соответственно, желающий подняться на высокие уровни совершенства будет стараться использовать все средства, которые к этому приводят. Одно из них — это достойное одеяние. Так как одежда влияет на самоощущение человека. Если он одет в хороший классический костюм, то его речь и поведение будут намного более изысканными, даже если в обычной ситуации он позволяет вести себя проще.

Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.
Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.

2. «Все, что создал Ашем, создал для славы совей». Объяснение этому очень глубокое. Но коротко говоря, только когда есть понятие славы, тогда каждый индивидуум может что-то «добавить» Творцу, который есть абсолютное Совершенство. И Ему «всего хватает». Но после того, «Добрый, создал славу своему имени» (слова молитвы), появилась возможность для служения Ему (опять очень глубокая тема, требует особого обсуждения), совершенно очевидно, что чем более почитаемый индивидуум оказывает почесть кому-то — эта почесть более значимая. Это вторая причина одеваться достойно.

Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.
Рав Моше Шапиро, зацаль. 1935—2017 гг.

3. Однако, Тора дана, чтобы «жить по ней, а не умирать». Не всегда у человека есть возможность одеваться достойно. Скажем, у рабочего или отдыхающего на пляже.

С другой стороны, во время молитвы, когда мы удостаиваемся особой близости со Всевышним, Он рядом с нами, мы обращаемся к нему «на Ты», требование достойного одеяния намного выше. Но и в этом случае, Творец понимает нашу ситуацию, и не потребует от рабочего мыться и переодеваться в праздничный костюм на молитву. А вот в Шабат или праздники, в святые дни, намного легче одеваться в достойные этого времени одежды. Это «теоретическая подоплека». На практике нужно еще учитывать, к какой общине человек себя относит, и как косо там смотрят на «белых ворон». Это вкратце.

Автор: раввин Ицхак Шнайдер

-4