Зачем человечеству сверхтяжёлая ракета? Чтобы лететь на Луну и Марс! На Луну якобы слетали, после чего сверхнадёжная сверхуспешная и сверхтяжёлая ракета Сатурн-5, возившая бравых американцев, была выкинута в мусорку вместе с документацией. Янки, они такие, не любят лишнее в доме держать.
Прошло полвека с момента прыганья американских звездонавтов по Луне, и человечеству в лице Илона Маска вдруг опять захотелось куда-то слетать. На Марс! На Луне же были, зачем туда ещё раз соваться? Неинтересно.
Для полёта человека на Марс нужна сверхтяжёлая ракета. Которой у человечества нет. И взять неоткуда. Сатурн-5 безвозвратно утерян со всеми чертежами.
Илон Маск сделал новую ракету, которую назвал Starship SuperHeavy. И даже запустил её в апреле 2023 года. Но запуск оказался неудачным, отказали несколько двигателей, ракета сошла с траектории. Пришлось взорвать.
Ох, какая горестная потеря для человечества! Полёт на Марс откладывается.
Однако, никаких шансов выйти на орбиту у Starship не имелось. Тем более с нагрузкой. Маску было известно, чем закончится полёт его сверхтяжёлой ракеты - аварией. Потому что затея со сверхтяжёлой ракетой изначально была театральным фарсом, спектаклем для публики.
Почему?
Что у Маска действительно летает в космос? Ракета Falcon 9. Которая так называется, потому что на первую ступень установлено 9 двигателей Мерлин. Может поднять 23 тонны на низкую орбиту. Хорошо летает, уже много раз.
Ещё у Маска есть тяжёлая ракета Falcon Heavy. Которая представляет собой три свинченных вместе Falcon. 27 двигателей Мерлин работают на старте.
Заявляется, что Falcon Heavy может забросить 63 тонны на низкую орбиту. Ракета летает, но пока без полной нагрузки. Были старты для военных, в которых поднимаемая масса неизвестна.
Сверхтяжёлый Starship SuperHeavy снабжён 33 двигателями Раптор2. В теории он должен поднять на низкую орбиту 150 тонн.
Постойте, но такое уже было. Советская ракета Н-1, предназначенная для полёта на Луну, обладала сходными характеристиками. На ней было установлено 30 штук двигателей НК-15. Которые и явились причиной четырёх аварий.
Оказалось, что заставить работать вместе 30 мощных двигателей - невозможно. На стендовых испытаниях один двигатель отрабатывал замечательно. Но будучи собранные в количестве три десятка - они мешались друг другу. Возникали детонации и колебания, которые разрушали клапаны и трубопроводы.
Поэтому после четырёх аварий проект ракеты Н-1 закрыли. Двигатель НК-15 модернизировали, он получил название НК-33 и успешно трудится на советско-российских Союзах и американских Антаресах.
Наверное, Илон Маск и его конструкторы не читают Википедию, историю ракетостроения и не знают про советскую Н-1. Они читают Твиттер. Иначе зачем они тупо повторяют неудавшийся опыт Королёва со сверхтяжёлой ракетой?
Но вы скажете, что у Маска в ракете Falcon Heavy при старте одновременно работают 27 двигателей Мерлин. Верно! Сравним характеристики.
Мерлин имеет тягу 852 кН (кило Ньютон).
НК-15 - около 1500 кН.
Разница по мощности в два раза. К тому же Falcon Heavy пока не летал при полной загрузке.
Тяга двигателей Раптор2, установленных в Starship SuperHeavy, ещё больше - 2300 кН. Значит, больше детонации и колебаний. Ещё сложнее заставить систему работать без сбоев. К тому же количество двигателей Starship SuperHeavy на три больше, чем у аварийной Н-1.
Но самое интересное в том, что ни Королёв, ни Маск - не пробовали ставить двигатели в меньшем количестве на лёгкие ракеты. Тяга двигателя Раптор2 почти в три раза превышает тягу двигателя Мерлин. Поставьте вместо девяти Мерлинов три Раптора и погоняйте ракеты для отработки двигателей. Стендовые испытания никогда не заменят реальных запусков.
Отработаете запуск с тремя Рапторами, затем можете увеличивать количество. Обычно в технике так и делается - параметры наращиваются постепенно. Но запихнуть сразу три десятка ни разу не летавших двигателей в сверхтяжёлую ракету и надеться, что всё пойдёт по плану? Когда у Королёва четыре раза не получилось, и стало понятно, что не получится вовсе.
Но у Маска другая задача. Устроить спектакль с очень большой ракетой. Поэтому стартовая площадка оформляется максимально дёшево. Она одноразовая. Никаких причальных мачт, газоотвода. Цистерны рядом. Если ракета взорвётся на старте - не жалко. Взлетела - и то большой успех.
Американцы, да и остальная публика не знает про советскую Н-1. Им можно показать этот спектакль ещё раз.
Собственно, все уже забыли про первые шаги в покорении космоса. Суборбитальные полёты, которые производились в СССР и США в 50-60-е годы.
Хозяева пнули двух богатеев - Джефа Безоса, нажиревшего на крупнейшем интернет-магазине Amazon, и Ричарда Брэнсона. Чтобы те сварганили ремейк. Когда Хозяева говорят - отказываться не будешь. Оба миллионера послушно вкладывались в разработку и конструирование того, что уже давно было сделано и отработано.
Затем Безос представил публике свою фаллическую ракету, а Брэнсон - футуристический ракетоплан. Оба счастливых космических энтузиаста прокатились по баллистической кривой на своих изделиях, и дело заглохло.
Объявили о возвращении на Луну. НАСА долго ковырялась со своей Space Launch System, собранной из многократно летавшего Space Shuttle. Страдальческой SLS после нескольких месяцев шаманства удалось стартовать с космодрома. Но летала она к Луне или нет - неизвестно.
Теперь Маск повеселил публику, взорвав свою ракету.