Этот канал соединяет реки Волхов и Мсту. Он был прорыт в 1798-1803 годах благодаря новгородскому губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу, о котором, если будет интересно, я напишу отдельно.
Новгородским губернатором Сиверс Я.Е. назначен в 1764 году, а в 1770 году был составлен проект канала. В честь Якова Ефимовича по велению императора Александра I канал и получил свое название 17 июня 1804 года в память «любви к Отечеству графа Сиверса, попечением которого начат этот канал». Встречающийся в литературе другой год этого события – 1803, не соответствует действительности.
Плавание по озеру Ильмень от устья реки Мсты до истока реки Волхов считалось опасным. Небольшие суда простаивали в устье Мсты длительное время, ожидая благоприятной погоды. Случаи гибели судов на озере не были редкостью. Достигнув озера, они плыли по его правому берегу, где чередуются отмели и ямы. В результате крушений погибали не только грузы, но и люди.
По некоторым сведениям за сезон так проходило 15000 кораблей и барж, из которых до 500 (!) садились на мель или разбивались.
Губернатор решил соединить Мсту с Волховым еще и потому, что дельта Мсты не была судоходна из-за многочисленных мелей. Проход по реке в нижнем ее течении представлял достаточную сложность.
Канал вывел бы суда из Мсты в Волхов без захода в Ильмень, а из него уже можно попасть через Ладогу в Санкт-Петербург.
Стоимость канала по смете на деньги того времени составляла 270 тысяч рублей, но фактически на его прорытие израсходовано 870 тысяч рублей (обычное дело и для наших дней).
Канал имеет длину почти 10 километров, ширину - до 22 метров. В межень его первоначальная глубина достигала 1 аршина (около 70 см).
В конце XIX века с развитием пароходного судоходства канал был углублен до 2,5 метров. Свои судоходные качества он не утратил до сих пор. Но сейчас там ходят только мелкие лодки. Судоходная зона по Мсте в наши дни простирается лишь до устья Сиверсова канала.
Сооружение отличается совершенной прямотой.
С одной стороны, канал провели удачно, так как он при своем строгом прямом русле не задевал ни одной из близко лежащих деревень.
С другой стороны, он пересекал два топких ручья, два озера (Донецкое и Печорское), принял часть русла Малого Волховца, поэтому легко заболачивался и выходил из берегов в паводок. Это вызывало появление мелей, и уже в 1810 канал потребовалось углублять.
Считается, что в канале нет уклона и, соответственно, течения. В посвященных его строительству статьях есть мнение о том, что течение имеется из Волхова во Мсту. Вероятно, об этом пишут люди, никогда не бывавшие в наших краях. Забросьте донку или удочку в воду и убедитесь, что все наоборот: вода в канале течет из Мсты в Волхов.
Для любителей рыбалки: там обитают щука, судак, окунь, жерех, сом, налим, голавль, язь, лещ, густера, синец, плотва, елец, чехонь, уклейка, ерш.
Была ли польза от Сиверсова канала? Обратимся к номеру 129 журнала «Русское судоходство» за 1890 год, в котором опубликована статья новгородского краеведа Александра Слёзскинского (1857–1909).
По его мнению достоинства канала заключались в следующем:
- снижение количества кораблекрушений, гибели людей и материальных ценностей;
- пополнение казны;
- сокращение на несколько вёрст пути судов, а, значит, и себестоимости перевозок;
- возможность зимовки в канале запоздавших к концу навигации судов без вреда для них весной от ледохода.
«В конце прошлого столетия и в первой половине нынешнего, масса грузов зернового хлеба, сена, соломы, камня, извести и др. тяготела по Мсте, почему судовое движение по каналу было громадное (выделено мною – М.О.). Ещё теперь по берегам канала сохранились развалины судоходных дистанций, где с проходящих судов брали пошлины».
Следует согласиться с автором статьи в том, что для своего времени канал имел существенное экономическое значение. Ведь нормальных дорог до Санкт-Петербурга не было, как не имелось и транспорта, способного доставлять в столицу империи тонны груза. На телегах много не увезешь.
Об экономической пользе канала свидетельствует также тот факт, что его использование по назначению свелось к минимуму или вообще прекратилось только по завершению строительства Николаевской железной дороги. После этого река Мста и Сиверсов канал использовались лишь для сплава малоценного строевого леса. Лес этот так и назывался «канавным».
«Печально выглядит теперь канал. В самом начале навигации, едва только очистится ото льда Мста, пройдёт по каналу какой-нибудь десяток караванных судов с овсом, да столько же барок с глиной, - канал опустеет, нет уже на нём жизни. Летом, можно сказать, канал несколько оживляется. Покажутся барки с известью, камнем, песком, затем поплывут громоздкие сеннухи и изредка проскользнут боровичские гончарки с глиняными изделиями. Тут, и всё больших размеров суда, которых, дай Бог, начитать до 50-ти…
Осенью Сиверский канал положительно мертвеет».
К сожалению, как и в любом хорошем деле, при прокладке канала не обошлось без ложки дегтя в бочке мёда. На месте соединения канала с Волховом в IX-X вв. находилась древнейшая резиденция новгородских князей, в настоящее время известная как Рюриково городище. В конце XVIII века никто не думал о том, какой непоправимый для изучения древнерусской истории ущерб будет причинен водами канала. Лишь после его строительства выяснилось, что под землей в толще культурного слоя находился древний княжеский архив. До сих пор как немой укор потомкам вода выбрасывает древнерусские свинцовые печати, скреплявшие княжьи указы...
А как вы считаете, оправдано ли было строительство Сиверсова канала? Заметили ли вы в тексте разницу в его названии?
Понравился канал – не стесняйся подписаться и смело комментируй! Ничего плохого в этом точно не будет.