Те, чьё детство пришлось на годы "застоя" никогда не забудет имя писателя Анатолия Алексина. Это невозможно. Алексин лез из каждого утюга. Помню в школе нас заставляли (!) прочесть его "Сигнальщики и горнисты" - жутко нудная и кондовая литература. Даже я, при всей любви к чтению, дочитать это до конца не смог.
Что касается, тезиса Сергея Михалкова про "типа, который всего боялся", то этому есть объяснение. Настоящая фамилия Алексина - Гоберман. Его дед погиб во время еврейского погрома 1905 года в Минске, а папа угодил под каток репрессий 1937 года. Правда вышел в 1939. Лаврентий Берия, возглавивший НКВД в тот год, провел целую кампанию по освобождению невинно осужденных. Но, сами понимаете, страх поселился в Толе Гобермане-Алексине навсегда. Это уже генетически. (Кстати, Алексин он как бы по матери, это ее сценический псевдоним. Начинала она в Одесском драмтеатре).
Удивительно, что рожденный в 1924, на фронт Алексин не попал, в отличие от Мура - сына Марины Цветаевой и сотен тысяч его сверстников. Анатолий в городе Каменск-Уральском редактировал заводскую газету "Крепость обороны".
После войны наш герой поступил в институт Востоковедения, где все время учебы на индийском факультете "бил баклуши", но так и не выучил ни хинди, ни урду. Хотя женился на преподавательнице института Серафиме Городниковой. Можно предположить, что она и помогла ему получить диплом востоковеда.
Константин Паустовский отредактировал первую повесть Алексина "Тридцать один день", чем помог войти ему в предбанник большой литературы, скажем так. Не возмущайтесь, читатели, моей иронии. Но провел его в светлую гостиную советской литературы Борис Полевой. Он ввел его в редколлегию журнала "Юность". С этого момента Алексин печатался только там. За произведения из молодежного журнала Алексин получил премию Ленинского комсомола, Госпремию РСФСР и Госпремию СССР.
Даниил Гранин ( Герман ) вспоминал свой разговор с Михаилом Светловым (Шейкманом). Легендарный поэт и остроумец тогда высказал следующую мысль:
- Когда Гоголь пишет: "в избу вошел черт", - я верю. Когда Алексин пишет:"в класс вошла учительница", - я не верю".
Понимаете уровень литературы Толи Алексина? За эти "туманности" он получал премии. Со временем Алексин возжелал печататься и в других журналах. Главред "Нашего современника" Сергей Викулов, в этой связи, вспоминает звонок ему от писателя Юрия Бондарева. Тот начал аккуратно- мол, как ты Сережа относишься к прозе Алексина?
- Как к туманности Андромеды - есть она, ну и пусть, - нашелся что ответит Викулов.
- Надо бы, старик, напечатать его. Ради политики, так сказать, - попросил Юрий Бондарев. Интересная политика, когда маститый писатель-фронтовик просит за тыловика из "Крепости обороны". Согласитесь. Но дело в том, что Алексин набирал административный вес в СП РСФСР. Пик его карьеры - второе лицо после.... Сергея Михалкова. От этого тандема тогда сильно досталось Эдику Успенскому. Но автор крокодила Гены сам оказался с зубами-клыками, удар выдержал, а в постсоветские времена нанес ответные укусы обидчикам. Но это другая история.
Вернусь к Викулову. На следующий день в его кабинет ворвался Алексин - "... милый, ласковый, улыбчивый, энергичный, и буквально с лету влепил мне в щеку поцелуйчик". Для издания в "Нашем современнике" "душка" принес повесть с интригующим названием "Здоровые и больные". Кроме шуток. Содержание отражало суть. Первая рецензия вышла в "Медицинской газете". Алексин был счастлив. Он позвонил Викулову с благодарностью, выразив мнение, что рецензия в "Медицинской" - большой плюс "Нашему современнику". Так-то.
Из рабочих секретарей СП РСФСР Анатолий Алексин ушел в 1989. Не не пропал, не опустил руки. Посол РФ в Израиле Александр Бовин получил из Москвы бумагу за подписью зам. министра Иностранных дел Г. Кунадзе, в которой тот рекомендовал Анатолия Алексина.... Советником по Культуре в посольство! Основание: жена Алексина превосходно владеет английским языком. К чести Бовина он не сдрефил, зам. министра был аккуратно послан. А если бы дал слабину, то получился бы оригинальный тандем в посольстве РФ: экс-референт Генсека ЦК Брежнева и автор прокоммунистических "Сигнальщики и горнисты"...М-да, не срослось.
После этого провала Алексин выступил на встрече Президента Ельцина с творческой интеллигенцией. Он призвал не слишком трезвого Бориса Николаевича к борьбе с фашизмом. Призвал и... убыл на "историческую родину". Там, в атмосфере полной свободы Алексин написал роман "Сага о Певзнерах". Стоит ли говорить, что суть заключительного труда лауреата Госпремии СССР в разоблачении коммунистического режима.
Однако, в 2011 Алексин перебрался из солнечного Израиля в Люксембург. Как говорится рыба ищет "где глубже, а человек где лучше". К тому моменту в этой стране осела его приемная дочь- бывшая телезвезда американского и российского ТВ Алена Зандер. Она и организовала достойный уход и своей маме и "отцу" в Люксембургском доме престарелых. Анатолия Алексина не стало 1 мая 2017 года. Его прах был погребен в том же месяце на статусном Кунцевском кладбище Москвы. Вот так. Такая судьба человека.
А вы, читатели, помните Алексина? Чем он запомнился? Кто-то что-то читал у него?
P.S. Сам Алексин называл Сергея Михалкова "большим ребенком". Конечно в советское время.
Статьи по теме: