Урок 1. Детальное планирование — это архитектурный эквивалент принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь».
Древний античный город Эфес является родоначальником некоторых из самых удивительных и инновационных инженерных технологий Римской империи. Его величественные сооружения, такие как, например, знаменитые колонны в Библиотеке Цельса, впечатляли людей на протяжении 2000 лет.
Но как древним строителям удалось создать такой впечатляющий проект? И чему мы можем научиться у них, ориентируясь в современном строительстве? Оказывается, довольно многому. И начать стоит с хорошего планирования.
Чтобы поместить древний Эфес в контекст, важно упомянуть, что на пике своего развития во II веке нашей эры это был крупнейший мегаполисо, в 10 раз больше, чем Помпеи. В то время Эфес простирался на 48 квадратных миль и мог похвастаться населением в 300 000 человек. Это была самая активная гавань Малой Азии и последний порт на Шелковом пути. В то время как Рим был политической столицей, Эфес был экономической столицей Священной Римской империи.
Эфес намного опередил свое время – его планировка была тщательно продумана. Как правило, практически все большие города того времени формировались постепенно – начиная с небольшого ядра, постепенно расширялись по мере увеличения населения. Но только не Эфес! В третьем своем воплощении (до этого город дважды полностью разрушался войнами и землетрясениями), город был полностью рассчитан и спроектирован еще до начала строительства.
Градостроители тщательно продумали все: от количества домов до системы водоснабжения, канализации и дренажа, с расчетом на конкретное население.
Учитывая, что это было более 2000 лет назад, сложность этой задачи была почти невероятна. Поскольку современное строительство стремится стать более упорядоченным, эффективным и взаимосвязанным, мы продолжаем работу, начатую ими.
Урок 2. Выбор строительных материалов естественным образом может привести к созданию более эргономичных зон.
Снова обращаясь к Библиотеке Цельса, отметим, что это не только отличный пример архитектуры, но и образец древней строительной науки. С таким тщательным вниманием к городской инфраструктуре и планировке в целом, вполне естественно, что отдельные здания также являются произведениями искусства.
Библиотека, построенная в период с 114 по 135 гг. нашей эры, в честь Тиберия Юлия Цельса, располагалась в центре города Эфес и содержала 12 000 свитков, распределённых по нишам в стенах, на полках и в мебели. Поскольку она была одной из самых престижных древних библиотек, авторы соревновались за право хранить там свои произведения.
Особенностью климата западного побережья Малой Азии (ныне это территория Турции) является удушающая летняя жара и высокая влажность. Чтобы обеспечить прохладу в библиотеке и сохранность ее драгоценного содержимого, архитекторы использовали богатый местный ресурс: мрамор. Ярко-белый цвет минерала отражал солнечные лучи, а высокая плотность материала естественным образом быстро рассеивала тепло, что стратегически делало его выбор идеальным в условиях климата.
В тот момент вокруг Эфеса было около 35 мраморных карьеров. Рабочие готовили мрамор в каменоломнях, а затем сплавляли его в город на плотах. При этом мрамор использовался не только для самого здания, но и для всей мебели – от письменных столов до стульев. Чтобы поддерживать умеренною температуру и влажность, необходимые для хранения письменных документов, книжные шкафы Библиотеки имели двойные стенки – это обеспечивало дополнительный воздушный барьер, помогающий еще лучше изолировать свитки от жаркого климата.
Сегодня мы можем использовать такие современные технологии, о которых древнеримские архитекторы могли только мечтать. Мы сравниваем расположение и ориентацию зданий, выбираем строительные и отделочные материалы без привязки к региону строительства, нам доступны различные готовые варианты окон, кровли, фасадов и многое другое, чтобы найти наиболее удобный, эргономичный и экологичный вариант для нашего строительства.
Урок 3. Повышение устойчивости крайне важно.
Если внимательно посмотреть на колоннаду Библиотеки Цельса, становится ясно, что у архитекторов того времени было чутье на величественное. Чтобы библиотека зрительно выглядела больше, они сделали колонны в центре фасада немного короче и шире, искажая таким образом перспективу и создавая оптическую иллюзию большего масштаба.
Но интересный вопрос… как они закрепили мраморные колонны без современных решений, таких как металлическая арматура? Можно предположить, что колонны удерживались на месте благодаря весу конструкций, опирающихся на них. Но оказалось, что настоящие методы гораздо сложнее.
Специалисты проекта Trimble выяснили, что строители Библиотеки заливали расплавленный свинец в специальные отверстия-канавки, что позволяло дополнительно соединять элементы колонн, тем самым повышая прочность всей конструкции. Для того времени их методы были впечатляющими. Но, как позже доказали землетрясения, этого оказалось недостаточно, чтобы выстоять в долгосрочной перспективе.
Сегодня мы используем аналогичные методы с использованием современных материалов и инструментов для создания более надежных и устойчивых конструкций.
Урок 4. Знания теряются так же легко, как и приобретаются.
Из того, как был спроектирован и построен город Эфес и его знаменитые здания, можно многое узнать. Но эта история хранит еще один важный урок о том, что было потеряно.
Достигнув такого грандиозного пика развития в проектировании и строительстве, человечество, тем не менее, со временем достигло Средневековья и вернулось к сбросу нечистот на улицы. Строительные идеи римлян были утеряны на тысячелетие.
Поэтому встает вопрос – как нам убедиться, что мы не повторим наших прошлых ошибок, а вместо этого будем делиться своими знаниями на постоянной и совместной основе?
Только вместе мы можем использовать технологии для развития и преодоления самых больших проблем, с которыми сталкивается современное строительство. И на этот раз важно позаботиться о том, чтобы знания не были потеряны.
___________________________________________________________________________
Статья переведена и подготовлена по материалам проекта Trimble и его документальных сериалов «Великая библиотека».