Найти тему

«Человек в железной маске» (1998): достоинства и недостатки фильма о мушкетерах с молодым ДиКаприо

Оглавление

Персонажи романов Александра Дюма, особенно три мушкетера и их друг-гасконец, сражающиеся за честь короны и против коварного кардинала и роковой миледи - любимцы киношников. Уж сколько было разных фильмов - экранизаций и по мотивам, трагедий и комедий, боевиков и мелодрам - а продолжают снимать новые и новые версии. Но если история на основе романа «Три мушкетера» обыгрывается в кино часто, то «Двадцать лет спустя» и тем более приключения виконта де Бранжелона попадают во внимание сценаристов, режиссеров и зрителей гораздо реже. В этой статье речь пойдет об одном из таких фильмов, который рассмотрел историю зрелых, уже не юных и беспечных мушкетеров. «Человек в железной маске» 1998-го года.

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

Сюжет. Всё не в порядке в нашем французском королевстве. Царствует молодой король Людовик XIV, делает, что хочет (в основном, менять любовниц и устраивать пышные приемы), денег не считает, а народ голодает, но кого волнует чужое горе. Также, конечно, ведутся войны (куда без них). Хрупкий баланс поддерживает капитан королевских мушкетеров Д'Артаньян, благородный, доблестный, преданный короне и монарху герой с репутацией - но с каждым днем становится всё сложнее даже ему. Его давние друзья, Атос, Портос и Арамис, ведут совсем другую жизнь и, похоже, совсем не совпадают с Д'Артаньяном в политических взглядах. Кризис власти ощущается с первых же кадров и ясно, что ничем, кроме коллапса, это не закончится. Тем более, что где-то далеко, в таинственной жуткой тюрьме, содержится некий узник в железной маске...

Промо к фильму - Кинопоиск.ру
Промо к фильму - Кинопоиск.ру

Предыстория моих отношений с этим фильмом. «Человека в железной маске» я впервые увидела в "нулевых". Помню свои первые впечатления: какая-то смесь Мушкетеров с бразильским сериалом (или с Санта-Барбарой), но смотреть интересно. Позже я неоднократно пересматривала фильм - то когда попадался по телевизору, а временами и добровольно (например, в 2009 году, когда открыла для себя сериал In treatment и влюбилась в Габриэля Бирна). Вот и сейчас, после недавнего перечитывания «Трех мушкетеров» и прочтения «Двадцати лет спустя» Дюма (впервые) мне захотелось пересмотреть «Человека в железной маске». Пересмотреть - и проверить нынешние впечатления, подкрепленные "матчастью" (книгой-первоисточником).

Что я могу сказать? Конечно, этот фильм - развесистая голливудская клюква, точнее, даже малина (Золотая, присужденная ДиКаприо за роль обоих братьев). И тем не менее, в нем есть ярко выраженные достоинства, из-за которых его хочется пересматривать - и даже с удовольствием несмотря на серьезное надругательство над оригинальным сюжетом и образами персонажей.

Осторожно, в тексте ниже СПОЙЛЕРЫ!

Достоинство первое - Д'Артаньян

Прекрасный Габриэль Бирн в роли капитана мушкетеров - Кинопоиск.ру
Прекрасный Габриэль Бирн в роли капитана мушкетеров - Кинопоиск.ру

Д'Артаньян-Бирн - жемчужина этого фильма. Его персонаж, на самом деле - ни дать ни взять книжный Атос, граф де ла Фер из «Двадцати лет спустя». Преданный, доблестный, благородной души человек, искренне любящий своего сына - который даже не знает, что он сын Д'Артаньяна. Отец, вынужденный всегда оставаться в тени. Отец, не способный пойти против отпрыска, хоть и видит, во что сын превратился. Верное сердце, настоящий герой, узник совести, борец за справедливость. В одной из сцен, с парижанами - настоящий Арагорн (простите за сравнение, но в тему).

Да, конечно, любовная линия между Д'Артаньяном и Анной Австрийской, отцовство и то, что несмотря на всю любовь, отец ни сном ни духом, что у него родилось два сына, а не один - это чистой воды Санта-Барбара, но... ну... Бирн так прекрасен, так доблестно-благороден, что, в общем, почему бы и нет? Простим сценаристам такое допущение (и лично меня оно вообще не покоробило, я в детстве с бабушкой на даче еще и не такое в аргентинских и бразильских сериалах видела)

Анна Австрийская и Д'Артаньян. Кадр - Кинопоиск.ру
Анна Австрийская и Д'Артаньян. Кадр - Кинопоиск.ру

Достоинство второе - Арамис

Джереми Айронс в роли Арамиса. Кадр - Кинопоиск.ру
Джереми Айронс в роли Арамиса. Кадр - Кинопоиск.ру

Арамис-Айронс богически прекрасен - и точка. В этом фильме он не спит с графинями, прикрываясь рясой - он настоящий лидер сопротивления, великий политический ум, жаждущий исторической справедливости, холодная машина для государственного переворота. Стальная воля, хитрость, смекалка, ирония, изощренная изобретательность, смелость - лично я руками и ногами за такого Арамиса, вобравшего в себя множество черт книжного и доработанного сценаристами.

Что интересно, в детстве и юности я не очень обращала на него внимание при просмотре, но сейчас, после чтения романов Дюма, это оказалась моя вторая зрительская любовь после Д'Артаньяна в «Человеке в железной маске». Были даже колебания, не первая ли - но нет, все-таки вторая. Но тоже очень сильная.

Кадр - Кинопоиск.ру
Кадр - Кинопоиск.ру

Достоинство третье - костюмы, съемки, локации, саундтрек

Кадр из фильма - Кинопоиск.ру
Кадр из фильма - Кинопоиск.ру

«Человек в железной маске» снят красиво. Красиво и не дешево. Съёмки, как известно, проходили в том числе во французской усадьбе Во-ле-Виконт, в которой настоящий Людовик XIV действительно жил одно время. Так что костюмы, визуальный ряд в целом, музыкальное сопровождение в фильме - всё это мне очень нравится.

Плюс, с динамикой дело обстоит очень хорошо. Хронометраж не замечаешь, события развиваются быстро - но не чрезмерно быстро, не так, что сюжет может показаться скомканным, или что кого-то из персонажей не хватило. На мой взгляд, это очень важно для такого кино - и здесь это соблюдается, работает.

Есть и другие достоинства, но это уже значительно более субъективно. Поэтому перечислю их кратко.

Портос-Депардье. Да, это не книжный Портос ни разу, ну и что с того. С этим персонажем связано больше всего веселых сцен в фильме, которые существенно снижают пафос. Чего стоит одна сцена, где он идет вешаться - и как на это реагирует невозмутимый Арамис, который все просчитал наперед. Прекрасно.

Портос-Депардье. Кадр - Кинопоиск.ру
Портос-Депардье. Кадр - Кинопоиск.ру

Красивые женщины. Помимо Анны Австрийской, фото которой я уже выкладывала выше, здесь очень красивая Кристина, возлюбленная Рауля, сына Атоса, вынужденная стать любовницей Людовика. На нее просто смотреть приятно.

Кристина в исполнении Жюдит Годреш. Кадр - Кинопоиск.ру
Кристина в исполнении Жюдит Годреш. Кадр - Кинопоиск.ру

Молодой ДиКаприо. Леонардо здесь явно играет не лучшую свою роль (точнее, две роли) и не выдает ничего экстраординарного ни в роли Луи, ни в роли Филиппа, но это однозначно не Золотая Малина. В его Луи есть нотки будущего мистера Кэнди из тарантиновского Джанго, его Филипп - славный, хороший мальчик, а-ля Джек из Титаника. Если говорить о том, какая ипостась производит большее впечатление, это, конечно, злобный коварный избалованный Луи. Филипп - он просто трогательный. Трогательный настолько, что сцена их первой встречи с матерью в тронном зале вызывает в моем женском сердце сентиментальные слезы.

На сегодняшний день ДиКаприо - культовый актер первой величины, он давно вырос в брутального мужчину и показывает совершенно другие образы. Как ни странно, видеть его таким в «Человеке в железной маске» - приятная ностальгия.

Нет, вы просто посмотрите на эти пухлые щечки молодого Лео! Ну очарование же! Кадр - Кинопоиск.ру.
Нет, вы просто посмотрите на эти пухлые щечки молодого Лео! Ну очарование же! Кадр - Кинопоиск.ру.

Но есть у фильма и существенные недостатки. Не могу не остановиться и на них.

Недостаток первый - Атос

Джон Малкович в роли Атоса. Кадр - Кинопоиск.ру
Джон Малкович в роли Атоса. Кадр - Кинопоиск.ру

Джон Малкович вообще актер хороший. Один его Сайрус в «Воздушной тюрьме» чего стоит, и это лишь один из примеров. Но в «Человеке в железной маске», к сожалению, он совершенно не на своем месте. Его Атос вышел слабым, истеричным, старым (не внешне, а духом), неинтересным, скучным и каким-то абсолютно не вызывающим сопереживание. Вроде Малкович старается, вроде все понятно - отцовская драма, драма преданного друга, подданного короны и так далее, но... как-то плевать. И даже, честно говоря, раздражает. От книжного Атоса, конечно, здесь нет даже тени. Но я уже писала, что этот образ в фильме "перекочевал" в Д'Артаньяна целиком и полностью, так что проблема не в этом. Тот же Портос-Депардье смотрится органично, хоть и тоже абсолютный "неканон". Нет, тут что-то не получилось именно у Малковича. То ли с персонажем, то ли с режиссером и сценаристами - сказать сложно, но как есть.

Недостаток второй - любовная линия

Людовик и Кристина. Кадр - Кинопоиск.ру
Людовик и Кристина. Кадр - Кинопоиск.ру

Любовная линия (если это можно назвать любовью) ясна и даже неплоха для завязки и раскрытия образа избалованного и жестокого короля-мальчишки, которому можно всё и еще чуть-чуть. Захотел игрушку - взял, сломав перед этим другую, понятно. Но когда эту линию начинают тянуть дальше и глубже, становится пусто и скучно. Химии между актерами ни на грош, Жюдит женщина красивая, но ей в этом сюжете и делать нечего, и играть. И в итоге когда с ее героиней происходит трагичная кульминация, зрительских эмоций и сочувствия ноль. Потому что про эту Кристину уже забыли. На нее уже наплевать - и королю, и зрителю.

После сцены, где Людовик с садистской жестокостью говорит, что это она будет гореть в аду, а он король, наместник бога на земле и так далее - в принципе, арка закончилась. И даже сама эта сцена была уже в общем-то ненужной. Пошла в фаворитки и пошла. Замучила совесть - и замучила. Можно было все это и не показывать и сосредоточиться на политической линии (или на Анне с Д'Артаньяном, в конце концов).

Кадр - Кинопоиск.ру
Кадр - Кинопоиск.ру

На самом деле, хоть явных недостатка всего два, они очень существенны, очень влияют на отношение к фильму и, собственно, добавляют ему клюквенности. Вкупе с неканоничным прочтением персонажей, Санта-Барбарой между королевой и капитаном мушкетеров выходит достаточно, чтобы оттолкнуть многих. Но. Для меня достоинства «Человека в железной маске» перевешивают недостатки. Я люблю этот фильм и по настроению пересматриваю его с удовольствием.

Пусть он трижды развесистая клюква по многим параметрам. В конце концов, романы Дюма тоже очень сильно исказили историю, но мы же их читаем не за исторической достоверностью. Так стоит ли обижаться на голливудский фильм за искажение книги? По-моему, нет. Да и немало от духа «Двадцати лет спустя» там все-таки присутствует.

Верные друзья, которые были по разные стороны баррикад, но в конце объединились вместе против несправедливости. Разве это не как у Дюма? :) Кадр - Кинопоиск.ру
Верные друзья, которые были по разные стороны баррикад, но в конце объединились вместе против несправедливости. Разве это не как у Дюма? :) Кадр - Кинопоиск.ру

Понравился пост? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!

Также приглашаю вас в свой редакторско-авторский Телеграм-канал: @starring_buyanova. Больше о книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)