Чтобы денег хватало на все и не возникало долгов, нужно уметь расставлять приоритеты и планировать. Если человек умеет правильно ранжировать предстоящие траты – куда меньше вероятность, что он окажется в сложной ситуации. Средств может оставаться больше, а значит, появится возможность потратить их на что-либо полезное: повысить профессиональную квалификацию, найти новый источник дохода или как-либо еще улучшить свое положение. Расскажем больше о планировании и расставлении приоритетов.
Список покупок
Начать стоит с составления списка. Не того, которым мы пользуемся, когда ходим в супермаркет, – хотя принцип похожий. Перечислите все запланированные крупные покупки. Что именно включать – ваше решение. Некоторым комфортнее «дробить» расходы, а кто-то предпочитает записывать только серьезные траты. Все зависит от того, насколько это удобно для вас. Это важно: если Вам комфортно вести список, его составление и обновление легче ввести в привычку.
- Список следует регулярно обновлять. Какие-то покупки становятся неактуальными, что-то, наоборот, планируется заново. Возникают новые обстоятельства и потребности. Когда это происходит – время внести новую информацию в план.
- Что касается мелких, но постоянных расходов вроде покупки продуктов – на них можно выделить определенную сумму в месяц. Понаблюдайте, сколько вы тратите, если результат устраивает – можете внести его в план. Если кажется, что Вы тратите слишком много, подумайте, как можно оптимизировать расходы.
Сортировка и приоритеты
Когда список составлен, следует расставить траты по важности. Самый высокий приоритет по умолчанию имеют коммунальные платежи, оплата аренды, покупка еды и обслуживание кредитов. Средства на эти расходы лучше «замораживать» сразу и не использовать ни для чего другого. Так можно быть уверенным, что в нужный момент у вас будут деньги на обязательные траты.
- План с крупными покупками сортируется так: вверху более срочные или важные приобретения, ниже – менее значимые.
- Приоритет выше у тех приобретений, которые можно считать инвестицией в себя. Это расходы на здоровье, образование, развитие профессиональных компетенций. Сюда же можно отнести технику, которая экономит ресурсы и облегчает жизнь.
- Проявите рациональность. Одна и та же покупка в разных обстоятельствах может иметь разную важность. Компьютер для развлечений и для работы – две абсолютно разные ситуации, и во втором случае приоритет будет выше.
Расстановка сроков
Кроме приоритетов, важно определить сроки выполнения. Если их не будет, высок риск, что Вы будете откладывать покупки на будущее, – и в конце концов возникнет ситуация, когда что-то надо делать уже сейчас, а денег нет. В первую очередь установка сроков, конечно, касается приобретений, привязанных ко времени. Например, собрать ребенка в школу нужно до сентября – и это важная покупка, которой нельзя поступиться. Но и планам без жесткой привязки ко времени лучше устанавливать «дедлайн» – чтобы не откладывать до последнего и не «теснить» их новыми идеями.
Матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра – это метод тайм-менеджмента, при котором задачи распределяются на четыре категории:
- A – важные и срочные;
- B – важные и несрочные;
- C – неважные и срочные;
- D – неважные и несрочные.
Некоторые специалисты считают, что этот же метод можно применить для финансового планирования. Запланированные расходы распределяются по таким же категориям, и это помогает вернее определить приоритет и сроки.
- Стандартный способ реализации – A, B, C, D, то есть по очереди.
- Для экстренных ситуаций можно воспользоваться вариантом A, C, B, D.
- Если срочных и важных задач мало, а ситуация позволяет, можно поставить вперед давно запланированные значимые покупки: B, A, C, D. Но такое бывает редко.
Накопление средств
Иногда сделать крупную покупку выгоднее в кредит. Но не стоит злоупотреблять этим инструментом, особенно если у Вас уже есть финансовые обязательства. Поэтому мы советуем регулярно откладывать деньги на запланированные траты. Рассчитайте, сколько Вам нужно откладывать, чтобы достигнуть цели вовремя, и старайтесь придерживаться этой суммы. Конечно, бывают форс-мажоры. Но главное – регулярность и хотя бы приблизительное следование плану.
Финансовый успех
Поначалу планировать может быть сложно, но в перспективе такой метод поможет рациональнее тратить, лучше экономить и избегать больших кредитных переплат. А если средств остается больше, жизнь становится лучше – появившиеся ресурсы можно использовать для финансового или профессионального роста.
В планирование стоит включать и кредиты – у них высокий приоритет, это регулярные платежи. Мы советуем обратиться в ЭОС, если ваш кредит у нас, – наши специалисты помогут рассчитать посильную сумму и выплачивать задолженность без неудобств.