Во Франции XIX-го века жил и работал священник по имени Жак Поль Минь. Он оставил след в истории скорее как издатель богословской литературы и автор масштабных сборников текстов церковных писателей, нежели как священнослужитель.
Помимо того, Жак Поль при жизни преуспел в роли бизнесмена, который не только справлялся с управлением крупной компанией, но и успешно создавал и продавал её продукты.
Священником же он был неоднозначным. За свои часто не согласующиеся с официальной церковью взгляды и за совмещение бизнеса со служением Богу его и невзлюбили церковные власти.
Чем именно он не угодил духовенству, и какими трудами увековечил своё имя?
Своенравный кюре
Минь родился в 1800-м году во французской коммуне Сен-Флур в состоятельной семье – его отец был зажиточным купцом.
Юноша получил начальное образование в местной католической школе, затем теологическое образование в Орлеане, и в свои 24 года был рукоположен в духовный сан.
Вскоре его отправили в коммуну Пюизо в качестве нового приходского священника. Во франкоязычных странах таковых именуют “кюре” (от латинского “cura animarum”, то есть «заботящийся о душе»). В Пюизо своенравие и темперамент Миня пошли вразрез с позицией местных прихожан.
Жак Поль всегда придерживался консервативных взглядов и в 1830 году не поддержал Июльскую революцию, в то время как коммуна, для которой он стал новым кюре, была известна противоположными убеждениями.
Минь и без того с трудом уживался в новой для себя роли, а на праздник Тела Господня, который пришёлся на дни Июльской революции, отказался освящать украшенную революционной символикой городскую площадь.
С прихожанами он примирился немногим позже во время эпидемии холеры, когда оказал много помощи городу и его жителям. Однако притом вошёл в новый конфликт – на сей раз с духовенством, публично критиковав церковную политику.
Тем не менее, когда в 1833 году Жак Поль переехал в Париж, он продолжил проводить мессы как священник. Однако в Париже богослужение перестало быть главным занятием теперь уже бывшего кюре.
Журналист, издатель и предприниматель
По переезду в столицу Минь начал издавать журнал «Мир религии».
В этом проекте он был и журналистом, и главным редактором. Однако продлилось дело недолго: уже спустя три года Жак Поль продал журнал и принялся за реализацию более масштабных планов.
В 1836 году священник, бывший кюре и журналист, стал новоиспечённым предпринимателем, построив в Париже «Католические мастерские» – собственную бумажную фабрику и типографию.
С новых производственных мощностей он мог выпускать разнообразную церковную литературу в больших объёмах и продавать её по низким ценам. С текстами для издательства работали образованные монахи, и в лучшие годы штат «Католических мастерских» разрастался почти до 600 человек.
Среди множества изданий главным проектом для самого Жака Поля было создание огромного сборника всех доступных сочинений церковных писателей Запада и Востока.
Идея воплотилась в «Латинской патрологии» (“Patrologia Latina”) и «Греческой патрологии» (“Patrologia Graeca”) – многотомных собраниях сочинений христианских авторов.
Эти сборники грешили недоработками и неточностями: не везде был выдержан хронологический принцип, работы одних и тех же авторов зачастую помещались в разные тома, а при подготовке использовались перепечатки вместо первоисточников.
Тем не менее, плоды работы Миня и его «Католических мастерских» были и остаются ценны благодаря масштабу и объединению в одно издание многих редких работ христианских авторов.
Вскоре после начала издания «Латинской патрологии» недоброжелатели из числа духовенства, с которыми Минь расходился во взглядах на церковь, пытались остановить его производство и запретить ему проводить богослужения. Весомым поводом для нападок стало занятие священника предпринимательством, ведь для духовных лиц такая деятельность была запрещена.
Миню удалось отбиться аргументами о том, что компания оформлена на его брата и работает не для прибыли, а ради богоугодного дела распространения католического учения. На обращение Жака Поля откликнулся сам Папа Римский Григорий XVI, вступившись за книгоиздателя.
«Католические мастерские» работали вплоть до 1868 года, а их владелец отправился на тот свет семью годами позже – в 1875-м. Вероятно, Минь так и занимался бы делом своей жизни до самого конца, но к сожалению, его последние годы оказались омрачены тяжёлыми событиями.
Жертва обстоятельств и христианский мученик
В последние годы работы издательства Жак Поль наладил отношения с Парижским епископатом, продолжал совмещать предпринимательство и служение Богу. Он был уже в том возрасте, когда можно как подобает завершить дела и отправиться на покой, но покоя обстоятельства ему не дали.
В феврале 1868-го все здания издательства Миня сгорели в пожаре. Судебный процесс по страховым выплатам был прерван франко-прусской войной, растянулся на три года и отнял у пожилого Жака Поля немало сил. Более того, полученные компенсации не позволили ему разделаться с накопившимися долгами и обеспечить себе безбедную старость, так что он был вынужден искать заработок.
Что ещё хуже, под самый закат жизненного пути на бывшего издателя снова ополчилась церковь. Парижский епископ запретил ему заниматься издательским делом как несовместимым с духовным саном, а после и вовсе отстранил от службы священником.
И как будто всего этого было мало, окончательно добивать многострадального Жака Поля принялся следующий Папа Римский Пий IX.
Церкви получали доход от проведения богослужений, и по новому декрету Пия этот доход не рекомендовалось использовать на приобретение книг; а ведь большой долей покупателей изданий Миня были именно священники. Декрет Пия IX особенно осуждал книги именно этого издателя.
Жак Поль Минь с огромным трудом переносил все эти события, почти ослеп и уже не мог выйти за пределы своей парижской квартиры, где и скончался в октябре 1875 года. И только на похоронах его издательское дело объявили апостольским служением и христианским мученичеством.
Многие книги издательства Миня после пожара стали библиографическими редкостями, ключевые сборники оставались востребованы на протяжении десятилетий, а отдельные издания остаются таковыми по сей день.