Мнение профессионалов*
В первой половине года ситуацию в нефинансовом секторе экономики определяют две основные тенденции. По сравнению с сопоставимым периодом прошлого года по одним базовым видам экономической деятельности замедляется тенденция сокращения, по другим – впервые с марта прошлого года в марте текущего года наметилась тенденция увеличения темпов выпуска товаров и услуг, которая, по оценке, продолжится и в июне. При этом, по мере исчерпания эффекта низкой базы соответствующего периода прошлого года, темпы роста могут несколько замедлиться.
Данная тенденция характерна и для динамики увеличения производства продукции промышленности, рост которого в апреле составил 105,5% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. При этом с февраля текущего года началось повышение цен производителей промышленной продукции, которые составили, по предварительным данным. в апреле по сравнению с предшествующим периодом 1024%, по отношению к декабрю прошлого года – 105,1%, сократившись по отношению к сопоставимому периоду прошлого года до уровня в 89,9%.
В марте промышленное производство выросло во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского и Дальневосточного. При этом по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года увеличение выпуска продукции промышленности было зафиксировано более чем в 67% всех регионов. В 44% от общего числа регионов рост производства превысил 5%. В марте прошлого года увеличение промышленного производства было отмечено только в 54% всех регионов.
Динамика выпуска промышленной продукции различается по отдельным видам экономической деятельности в отрасли.
С августа прошлого года стабильно сокращалась добыча полезных ископаемых. В значительной мере это явилось следствием агрессивных действий США и их сателлитов, направленных на блокирование экспортных поставок из России топливно-энергетических ресурсов с нарушением, как следствие, всей логистики внешнеторговой деятельности на этом направлении.
В качестве ответных действий по согласование со странами-членами ОПЭК+ было принято решение сократить, в частности, добычу нефти, которое было пролонгировано на последней сессии организации стран-экспортеров нефти в начале текущего месяца. Наряду с этим были предприняты меры по переориентации поставок нефти, газа и других ресурсов на рынки стран, не участвующих в санкциях, введенных коллективным западом.
Все это закономерно сказалось на динамике добычи таких полезных ископаемых, как нефть и газ, совокупные объемы которой в настоящее время невозможно оценить точно в результате временно введенных ограничений на публикацию соответствующих данных.
Однкао доступна информация о сокращении в апреле текущего года по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года более чем на 15% объемов отгрузки в сфере добычи нефти и природного газа.
По газу это явилось следствием сокращения в рассматриваемом периоде почти на 16% добычи газа горючего природного (газ естественный) и на 1,2% газа горючего природного сжиженного и регазифицированного. Наряду с этим зафиксирован рост в 103,7% добычи газа нефтяного попутного (газ горючий природный нефтяных месторождений).
Тем не менее, в апреле Росстатом впервые за прошедший период времени был зафиксирован рост добычи полезных ископаемых, который составил 103,1%. Основой такого увеличения стал рост добычи угля, составивший 108,4%, добычи металлических руд – 100,5%, а также предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых – 103,6%. Определенная стабилизация ситуации в отрасли, по оценке, возможна до конца текущего квартала.
С марта текущего года наметился рост выпуска продукции обрабатывающей промышленности, который в апреле, по официальным данным, составил 108%. В значительной мере это является следствием того, что ускоренное развитие данной отрасли в текущих условиях признано приоритетным и стратегически важным. Соответственно под постоянным и системным контролем находится реализация конкретных решений, который были приняты и продолжают приниматься с целью практического достижения поставленной цели.
В апреле текущего года число видов экономической деятельности в обрабатывающей промышленности, в которых происходит рост выпуска продукции, составил 80% от общего числа видов деятельности, регулярно публикуемых Росстатом. При этом индекс "зоны роста" (темп увеличения числа производств, в которых по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года происходит рост выпуска продукции) составил 200%. Аналогичный показатель был зафиксирован в октябре 2016 года.
Наиболее высокими темпами по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года растет, по оценке за апрель, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (130%); производство электрического оборудования (129,3%); производство компьютеров, электронных и оптических изделий (123,8%); производство кокса и нефтепродуктов (115,9%),
После длительного спада в апреле зафиксирован значительное увеличение (127,3%) производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. С января текущего года продолжается рост производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности.
Рост цен производителей промышленной продукции в обрабатывающих отраслях составил в апреле по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года 102% и 104,4% - по отношению к декабрю прошлого года.
Основным фактором позитивных изменений в динамике производства промышленной продукции служат меры, предпринимаемые в рамках совершенствования системы государственного регулирования экономики в сложившихся условиях.
Цель – стабилизировать ситуацию и создать необходимые условия для наращивания выпуска промышленной продукции. В наибольшей мере это уже проявляется в сфере ОПК. Средства достижения поставленной цели – финансовая поддержка производителей и стимулирование увеличения спроса потребителей, включая механизм импортозамещения.
В этой связи принципиальное значение имеет приоритет, приданный ускорению развития обрабатывающей промышленности и, прежде всего, высокотехнологичных производств, реализуемый посредством целевых программ по отдельным отраслям и видам деятельности.
При обосновании неизменности уровня ключевой ставки, заявленной в начале текущего месяца, рост деловой активности в различных отраслях признан и ЦБ. Однако выводы из этого делаются иные.
Восстановление экономики к докризисным уровням, увеличение производства во многих отраслях и регионах, структурные сдвиги, увеличение потребительского спроса, все это рассматривается как источник усиления проинфляционных рисков.
При этом руководство ЦБ отмечает, что «банки ожидают роста выручки компаний и доходов населения, поэтому готовы предоставлять ссуды большему кругу заемщиков и в большем объеме»
И сразу ответ - «чтобы не допускать накопления рисков кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой, мы с 1 июля снижаем для банков и микрофинансовых организаций предельно допустимую долю таких кредитов в выдачах».
Как итог - стратегическое заявление. «Мы продолжим внимательно следить и за реализацией бюджетной политики. Поскольку и бюджетная, и денежно-кредитная политика влияют на совокупный спрос, обе политики не могут быть одновременно мягкими, когда инфляция уже возвратилась к своему целевому темпу. При усилении бюджетного импульса центральный банк должен сопоставимо уменьшать импульс по кредитному каналу для поддержания ценовой стабильности. Это может потребовать дополнительного повышения ставки».
В переводе на общедоступный язык, это означает, что в случае усиления в рамках государственной политики поддержки, в частности, организаций нефинансового сектора выделением бюджетных средств, ЦБ будет ужесточать денежно-кредитную политику за счет повышения ключевой ставки и соответственно удорожания кредитных ресурсов для потенциальных заемщиков.
Иными словами государство будет стремиться поддерживать развитие экономики посредством оживления совокупного спроса и предложения, а центральный банк – сдерживать этот процесс. Вот такая у нас «нейтральная» денежно-кредитная политика со всеми вытекающими последствиями.
________________________________________________________________
*В данной рубрике публикуются материалы, которые подготовлены коллегами, обладающими многолетним опытом организации и проведения экономического анализа в системе Центрального банка Российской Федерации. В настоящее время – консультанты Ассоциации российских банков (АРБ).