Здравствуйте, товарищи. У нас сегодня 15 книга/сезон из цикла «Ругон-Маккары», которая называется «Человек-зверь». На этот раз, Эмиль Золя решил нас побаловать околодетективной историей. Вышло довольно неплохо.
Гавр, окрестности Парижа. Семья Рубо отдыхает на съёмной комнате. В порыве страсти, Северина Рубо случайно проговаривается своему мужу, что кольцо на её пальце подарено от покровителя семьи – Гранморена. Муж выходит из себя и начинает избивать девушку, выпытывая из неё правду о подарке и отношениях с председателем суда. Выясняется, что Гранморен ещё в детстве изнасиловал Северину и, позже, всячески пользовался ей при встрече. Рубо решает его убить, взяв в сообщники свою жену.
Параллельно, идёт история Жака Лантье – машиниста поезда. В своё время, от него отказала Жервеза, оставив на попечение тётушки Фази и её семьи. В своё время. Фази была очень видной женщиной на районе – к ней постоянно захаживали поклонники, пока она не вышла замуж за путевого надсмотрщика Мизара. Вскоре, после этого, тётушка начинает терять здоровье и совсем перестаёт вылезать из постели. Всю вину на своё состояние, она перекладывает на Мизара – дескать, тот хочет её отравить, чтобы забрать себе её накопления. У Фази есть дочь Флора – девчонка-пацанка, которая тайно влюблена в Жака. Также, когда-то давно, у неё была сестра Луизетта, которая стала жертвой изнасилования всё того же Гранморена. Однако, в тот раз председатель суда ушёл от наказания и вместо него на скамью подсудимых попал каменолом Кабюш.
Жак Лантье борется со своим необычным недугом – желанием убивать. Каждый раз, видя полуобнажённое женское тело, его начинает бросать в дрожь, и он ищет орудие убийства. Так, происходит в заброшенном поместье Гранморена Круа-де-Морфа, где Жак встречает Флору. Еле поборов свой приступ, он убегает в пустырь, где находится железная дорога. В этот самый момент проезжает поезд, из которого вываливается труп председателя суда. Мельком, Жак замечает его убийц на самом поезде.
Данное событие будоражит общественность. Убит видный слуга государства, вокруг которого крутились всяческие неприятные слухи. Оппозиция пытается поднять эту ситуацию перед предстоящими выборами. Вдобавок, следствие путают несколько фактов – пропали часы и денежные купоны убитого; непонятно, как попали к нему в купе убийцы. Следователь Денизе пытаясь найти убийцу, приходит к выводу, что им являются или каменолом кабюш, который накануне грозился за Луизетту пробить Гранморену голову, или супруги Рубо, которые в случае смерти председателя суда получали в наследство его поместье. На очную ставку вызывают и Жака Лантье, где он вспоминает, кого он видел на поезде в тот момент. Однако, последний ничего не рассказывает следователю. Кабюш тоже отказывается признавать вину. На помощь следователю пригодит другой государственный деятель – Ками- Ламотт. Получив письмо от Северины, с рассказом о всех гнусностях Гранморена, он связывает два и два и понимает, кто настоящий убийца. Однако, следователю он даёт совет, чтобы тот объявил, что пока неизвестно, кто настоящий убийца, так как подобное разбирательство вскроет неприятные факты жизни председателя суда. Денизе следует его совету.
Спустя время, неожиданным образом, между Севериной и Жаком вспыхивает страсть, и они становятся любовниками. Рубо же окончательно опускается после убийства и начинает спиваться и играть в азартные игры. Также, он узнаёт и о связи последних, но не предпринимает ничего, предпочитая заниматься своими низменными делишками. Северина постепенно сходит с ума и рассказывает Жаку всю правду о том убийстве. Данная новость будит недуг в Лантье. Чтобы вырваться из лап мужа и зажить с Жаком, Северина предлагает убить Рубо. Тот соглашается. На одном из ночных обходов на станции, любовники прячутся на угольном складе, чтобы совершить задуманное. Однако, в последний момент, Жаком овладевает малодушие, и он не убивает Рубо. Между любовниками начинается разлад.
Спустя время, умирает тётушка Фази. Неожиданным фактом открывается, что Мизар действительно отравил свою жену – в раствор для промывки желудка подливает крысиный яд. Найти сбережения у него не удаётся, тётушка ничего не оставила даже своей дочери. Флору же мучает связь между Жаком и Севериной. Ревность толкает её на отчаянный шаг устроить крушение поезда, на котором они будут ехать. С помощью тележки с лошадьми (на которой приехал Кабюш), она перегораживает железнодорожные пути, и поезд слетает с рельсов. Жак и Северина выживают, не получив ни царапины. Данное событие забирает жизни 15 человек. 30 ранено. Осознав, что она натворила, Флора ночью прыгает под поезд.
Всех раненых перетаскивают в поместье Круа-де-Морфа. Там, Северина отхаживает и Рубо, и других пострадавших. Кабюш тоже помогает, и влюбляется в хозяйку дома. В конце недели, когда Жак и Северина остаются вдвоём, к ним снова приходит мысль об убийстве Рубо. Для этого, девушка решает вызвать его в поместье, якобы для встречи с покупателем. Все сутки любовники готовятся. К вечеру, совсем перед приходом Рубо. У Жака происходит приступ, с которым он уже не справляется и Северина становится его первой жертвой. Осознав, что он натворил, Лантье убегает из поместья. Заметив тёмную убежавшую фигуру, подсматривающий за Севериной Кабюш, забегает в поместье и находит её зарезанную на полу в спальне. Со слезами на глазах, он берёт её на руки и кладёт на кровать, испачкавшись в крови. Как раз, в этот момент, в дом заходят Мизар и Рубо.
Новое громкое убийство всколыхнуло Гавр. Следователь Денизе полностью всю вину сбрасывает на Кабюша. При обыске, в его доме находят вещи Северины, которые влюблённый тайно таскал из Круа-де-Морфа. Там же, в платке, находят часы Гранморена. Двойное убийство ложится на Кабюша, который отказывается давать показания. Следователь решает подтянуть к этому делу и Рубо, так как появился свидетель, который утверждал, что слышал негласный договор между ним и каменоломом. Тот сознаётся в первом преступлении, но отказывается согласится с доводами следователя, что он приказал Кабюшу убить Северину. Ками-Ламотт предлагает следователю дать полный ход делу, так как данное действо одобрил сам император. Также, все начинают осознавать, что близится крах государственной системы – назревает франко-прусская война.
Жак Лантье выходит сухим из воды. После убийства своей любовницы, машинист ощущает недолгое облегчение и отбивает любовницу у своего кочегара Пеке. На суде он предстаёт в виде свидетеля, и, разрыдавшись от пережитых чувств, перетягивает присяжных на свою сторону. Кабюша и Рубо приговаривают к пожизненной каторге. Гуляя со своей новой любовницей Филоменой у Жака опять происходит приступ, но он не успевает сделать задуманное и убегает, так как их настигает пьяный Пеке.
Начинается франко-прусская война. Всех лучших машинистов отправляют для перевозки солдат на фронт. Жак и Пеке также попадают на это дело. Заправившись на станции водой, машинист и кочегар в дороге ссорятся и происходит потасовка, в которой оба погибают под колесами поезда. На всех парах, без Жака и Пеке, под завязку заполненный водой и углём, с пьяными солдатами, поезд мчится вперёд.
«А паровоз, которым теперь никто не управлял, продолжал мчаться прямо вперед. Капризная и упрямая машина могла наконец дать себе полную волю, как не укрощенная еще ездоком лошадь, которой удалось наконец вырваться на свободу в чистое поле. Воды в котле было достаточно, угля в топке очень много, он разгорался все сильнее, давление паров в котле поднялось до предела, поезд мчался с бешеной скоростью. Уставший обер-кондуктор, наверное, заснул. Пьяный угар солдат, стиснутых в кучу, возрастал; в восторге, что их везут так быстро, они принялись орать еще громче. Поезд, как молния, промелькнул мимо Мароммской станции. Пролетая мимо семафоров и станций, он не подавал никаких свистков и мчался прямо, не разбирая ничего перед собою, как бешеный конь. Он мчался, нигде не останавливаясь, все ускоряя ход, как будто устрашенный собственным громким пыхтением.
В Руане поезд должен был запастись водой; вся станция оцепенела от ужаса, когда мимо нее пронесся в вихре огня и дыма этот обезумевший поезд: паровоз без машиниста и кочегара, с вагонами для скота, переполненными солдатами, оравшими свои патриотические песни. Они отправлялись на войну и спешили туда, к берегам Рейна. Железнодорожные служащие стояли, разинув рот, отчаянно размахивая руками. Все восклицали, что этот бешеный поезд ни под каким видом не пройдет благополучно через Соттевильскую станцию, загроможденную, как все большие станции, постоянно маневрирующими паровозами и вагонами. Бросились к телеграфу, послали по линии предупреждающую депешу, и в Соттевиле успели освободить дорогу, передвинув стоявший на линии товарный поезд на запасный путь. Когда там была получена телеграмма, издали уже слышалось громыхание обезумевшего чудовища. Промчавшись через два туннеля у Руана, поезд в своем бешеном беге мчался все дальше с ужасающей, непреодолимой силой, которую ничто уже не могло сдержать. В одно мгновение он промелькнул мимо Соттевильской станции, не встретив там никакого препятствия, и снова исчез во мраке; его громыхание постепенно замирало вдали.
Но теперь телеграфные аппараты стучали уже по всей линии, и все сердца бились при известии о поезде, который, словно привидение, пронесся мимо Руанской и Соттевильской станций. Все содрогались от страха при мысли, что он неминуемо настигнет идущий впереди курьерский поезд. А воинский состав мчался, словно разъяренный кабан, не обращая внимания на красные огни и ракеты. В Уассели он чуть не раздавил дежурный паровоз, навел ужас на Пон-де-л'Арш; скорость его, по-видимому, нисколько не уменьшалась. Исчезнув из виду, он мчался в непроглядном мраке вперед, все вперед.
Что ему было до жертв, раздавленных на его пути! Несмотря ни на что, он стремился к будущему, стоило ли обращать внимание на пролитую кровь! Он мчался во мраке, без водителя, словно ослепшее и оглохшее животное, которое погнали на смерть. Он мчался, нагруженный пушечным мясом, солдатами, которые, одурев от усталости и водки, орали во все горло патриотические песни.»
Вот такую интересную историю нам выкатил на этот раз Эмиль Золя. Очень хорошая работа, детективная история, которая одновременно является мостиком к более глобальным событиям – франко-прусской войне и Парижской коммуне. О чём она? О живущем в каждом человеке безумном звере, который застилает разум эмоциями и толкает на ужасные поступки. Эта история не только про Жака Лантье с его недугом. Здесь больны все. Первый пациент – это Рубо, который хотел отомстить за обман жены и, в итоге, разрушил свою нравственную сущность. Второй, Северина, которая уже и не стеснялась второго убийства (первое же удалось, почему бы не повторить?). Третий, Флора, которая из ревности пустила под откос поезд с невинными людьми. Четвёртый, Мизар, который ради денег отравил свою распутную и жадную при жизни жену Фази. Пятый. Кабюш, который олицетворяет внешнего верзилу-зверя, при этом внутри оставаясь человеком. Шестой, однозначно Лантье, без причины жаждущий крови женского тела (скорее всего, болеющий, психическим заболеванием). Но, как по мне, самый главный зверь в этой истории, это Гранморен – персонаж, сломавший жизнь многим своими поступками. Он изнасиловал Луизетту, подставил Кабюша, совратил Северину, стал причиной посадки Рубо. Но, Гранморен, это скорее явление в книге, чем просто человек. Дело в том, что всех этих людей коснулось само буржуазное государство, в лице председателя суда. Непоколебимая, несправедливая, нерушимая машина, которая безнаказанно творит то, что ему вздумается. Если надо замять дело убийства, чтобы не подпортить свои политические дела, то это будет сделано. Надо посадить невиновного – вполне, если это отвечает требованиям. В этой истории, по заслугам получили все… кроме, Гранморена. Да, его убил Рубо, но за свои злодеяния он так и не ответил, так как был защищён точно такими же как он – Денизе и Ками-Ламоттом. Однако, Золя в конце показал, что безумная машина смерти в итоге тоже споткнётся о свои же действия, предоставив нам поезд без управляющего. Поезд, который бездумно гонит огромное количество людей к неминуемой катастрофе. А вот чем всё это закончится, мы, скорее всего, увидим в следующих книгах.