Мало кто из живых может в 2023-м похвастаться, что помнит 1917 год. Правда, в России сегодня живут 37 000 человек старше 100 лет. Но большинство из них были в 17 году были совсем маленькими и вряд ли что-то помнят.
Зато на основе книг и фильмов у каждого из нас сложилась более или менее сносная картина того, что же случилось с Российской империей в этот роковой год. Книги и фильмы были разными, интеллект и впечатлительность, не говоря уже об унаследованных и приобретенных шаблонах мышления, тоже довольно различны.
И вот под картиной живописца, оставившего нам своё виденье времени, которое ему довелось пережить, люди начинают страстно доказывать друг-другу своё понимание изображенного.
Это невероятно увлекательно читать, потому что спорят они больше не о том, что видят, а о том, что воображают.
"Вообще то да, жизнь хороша, но только не в 17 году...."
Практически под всеми статьями об этой картине есть фраза подобная этой, оставленная совершенно разными людьми.
Она не имеет никакого отношения ни к художнику, ни к его работе, ни даже, строго говоря, к какой-то объективной реальности.
Эти люди оценивают картину мира того времени, которая сложилась у них в голове и, что самое забавное, искренне ругаются по поводу того, что их картины не совпадают.
По одну сторону этой живописной баррикады воюют те, кто, в общем и целом, одобряет 69 лет нашей истории под флагом СССР, имеет светское, чаще всего, атеистическое мировоззрение, по другую - те, кто считает 17 год проклятой победой детей дьявола, ненавидит атеистов и всё советское, и поэтому - даже простая жанровая сценка вызывает у них политическую реакцию, прямо как газетная статья. Сыплются анафемы в адрес Ленина, в пустоту падают раздраженные злые слова.
И только сирень на картине стоит не осыпаясь
Спокойное и красивое лицо молодой девушки в одежде послушницы и чем-то встревоженная старуха ведут свой вечный молчаливый диалог.
О чём именно этот диалог мы никогда не узнаем.
При всём желании в этой работе бытового жанра невозможно увидеть призрак революции. Мне кажется, что общий смысл этого художественного послания в том, что "жизнь хороша" независимо от общественных катастроф.
1917 год, конечно же, был роковым для России, но тем не менее, природа была и осталась прекрасной, девушки полны смутных мечтаний, а старухи выстраданных моральных идей.
Я даже думаю, что автор специально создал полемический образ, чтобы заставить говорить о картине и тех, кто видит в монастырской жизни спокойный и смиренный духовный путь, и тех, кто считает, что в монастырь можно только бежать от горя, потому что жизнь там ужасна.
Картина Игнатьева откликается многим, но очень по-разному
Например, автор канала "Правила жизни" уверен, что на картине изображена пленница, которая замыслила побег, а старушка надзирает за ней, угадывая её намерения.
И не он один так думает. Множество людей в комментариях под картиной пишут с убеждением, что уход в монастырь - это равносильно тому, чтобы похоронить себя заживо, потерять эту самую жизнь. И они уверены, что на лице у девушки печать тоски, а сложенные за спиной руки знак того, что она пленница.
И снова два лагеря спорщиков, доходящих до грубых оскорблений: одни считают героиню картины несчастной жертвой, другие - называют её христовой невестой, и отстаивают свой взгляд на жизнь в монастыре, как на шанс провести время на этой земле более возвышенно и духовно, чем это возможно в миру.
Но давайте все-таки видеть реально то, что есть на картине, без домыслов
Мы ведь даже не знаем, приняла ли девушка постриг или только размышляет об этом: платок белый, так что, скорее всего, она пока не монашка.
Выражение лица у неё спокойное. Никаких признаков страдания или тревоги нет, мышцы лица расслаблены, поза уверенная.
Насчет рук за спиной специалисты по жестам пишут вот что:
Возможно, что она свела руки за спиной, приняв решение идти путем Христа и служить духовным ценностям, а может быть этот жест означает, что она не собирается сдаваться и покинет мир молитв при первой же возможности.
Слева на комоде толстая книга, скорее всего Библия, и в ней закладка. Девушка читает писание и размышляет.
Икона сразу над книгой узнаваема - это Богоматерь Одигитрия.
«Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.
Комната светлая, стены все увешаны иконами, но лики не прописаны. Хорошо читаются только Одигитрия на половине девушки, и рисунок со стороны старухи - единственный среди икон, на котором изображен Христос, стоящий перед дверью. Перед какой именно, это ещё вопрос.
Я сначала подумала, что перед склепом, но, может и нет. По одной из версий это картина о духовном зове.
Если Юлия права, то возможно девушка прислушивается, ждет пока Бог позовет её?
Со стороны девушки красивая чаша , со стороны старухи - кувшин. Один из комментаторов пишет, что кувшин пустой. Но с чего он это взял? Может там вода или молоко? Что в чаше мы тоже не знаем.
Сосуды - это, конечно, символы жизни. И, вряд ли, они пусты. Но чаща девушки высокая, украшенная камнями, а у старушки кувшин простенький, даже немного кособокенький, как и она сама.
Художник явно противопоставляет в композиции начало и конец жизни, быт, который прописан красочно скрупулезно, и бытие - оно едино для всех, но человеческая жизнь, если смотреть с его высоты - не ценнее цветка.
Сирень, кстати, как символ тоже не однозначен. В нашей культуре - это
символ весны и радости. А вот в Англии она олицетворяет печаль и грусть.
Там даже есть поверье: та, что предпочитает сирень, никогда не выйдет замуж.
Какое из этих значений вложил в свой букетик художник Игнатьев?
Мы знаем о нём слишком мало, чтобы с уверенностью что-то утверждать.
Художник самоучка, вольнослушатель, мастер жанровых сцен, участвовал в передвижных выставках, написал около десяти известных широкой публике картин, которые рассыпаны по российским музеям и частным коллекциям.
Бытовые жанровые сцены были его главным талантом. И на этой картине изображенная комната, в первую очередь, создает впечатление очень уютного, крепкого быта.
А в центре композиции - не сирень и даже не девушка, а стул!
Пустой стул.
Такой богатый - ручной работы и, кажется, красного дерева. Старушка сидит сгорбившись, но девушка не может усидеть, любопытство и разнообразные чувства и мысли влекут её к окну. Однако стул для неё уже приготовлен на долгие годы...
По-моему, очень современно)).
Интересный художник, умная картина. А насчет трактовки, я лично вижу только противопоставление старости и молодости, быта и бытия. И то - противопоставление не грубое: совсем не заметно стремления внушить зрителю какую-то назойливую мысль, например, что постриг в монахини - это трагедия и плен.
Об этом убедительно говорит сам колорит картины - ни мрачных теней, ни мучительных образов распятия.
Так что подобные трактовки не доказуемы и выражают только собственные внутренние конфликты неравнодушных зрителей.
А вы тоже думаете, что эта картина о несчастной, которую насильно заточили в келью?
Наталия Артемьева
PS:
Смысл картины таков, как художник её назвал.
Спорить об этом интересно. Но только не с людьми, которые ругаются и называют дураками тех, кто мыслит иначе чем они.
Одна женщина насмешила меня не по-детски, искренне написала:
"Бедная девочка, не пускают к мужикам...".
Как обычно - у кого что болит)).