Логистический бизнес в России подвергся существенным изменениям в последнее время. Руководитель отдела развития компании «Гарант-Логистика» Алексей Гусев в интервью для подкаста «Погрузились и поехали» рассказал о своей карьере в логистике, как компания справляется с вызовами быстро меняющихся требований рынка, а также поделился своим мнением по поводу актуальных проблем и дальнейшего пути развития транспортных перевозок.
— Алексей, добрый день. Наверное, сначала хотелось, чтобы вы рассказали нашим слушателям о своём профессиональном становлении в логистике. Как давно вы в этом бизнесе, что повлияло на ваше решение связать свою профессиональную деятельность именно с этой областью?
Добрый день, очень приятно, что позвали меня к себе в подкаст. Приветствую ваших слушателей и подписчиков, надеюсь сегодня у нас с вами будет интересная и занимательная беседа.
Если вкратце рассказывать о себе, то по образованию я политолог, окончил СПБГУ на кафедре Политического управления. И если бы мне на тот момент кто-то сказал, что я буду заниматься логистикой, то я бы очень удивился этому факту.
Попал в логистику я чисто случайно, был 2010 год, когда меня знакомый позвал на тот момент в одну из самых крупных курьерских компаний «PonyExpress». Там была моя первая должность –администратор отдела курьерской доставки. В нашем подчинении было более 120 водителей-курьеров и 45 пеших курьеров. Довольно быстро я поднялся по карьерной лестнице, в первый раз я вырос до руководителя агентской сети по Северо-Западу, там было более 15 агентов, часть из которых я переводил в филиалы. И позже моя должность в компании была уже на позиции руководителя отдела логистики. Именно на этой должности в 2012 году я познакомился с учредителем компании ООО «Гарант-Логистика» — Мартыновым Максимом Евгеньевичем. Уже тогда этот человек поразил меня своей целеустремленностью.
— Алексей, правильно ли я понимаю, что вы в какой-то момент были клиентом компании «Гарант-Логистика», как вы оценивали их работу со стороны?
Да, все верно, я подписал договор от имени компании АО «Фрейт Линк» в 2012 году с ООО «Гарант-Логистика», чтобы передать ряд направлений логистики по Северо-Западному региону этой компании, заменив текущих перевозчиков «Байкал» и «ЦТС». Основные преимущества «Гарант-Логистики» на тот момент были: цена, сроки доставки, индивидуальный подход. Было ощущение настоящего чувства партнерства. Ранее, на моей практике возникали спорные случаи в процессе работы, у меня был неприятный опыт привлечения к судебным тяжбам компаний «ЦТС» и «Байкал». А с компанией «Гарант-Логистика» у меня таких сложностей в работе не было. Забегая вперед, могу сказать, что «Гарант-Логистика» и компания «Pony Express» до сих пор тесно сотрудничают в области грузоперевозок по Северо-Западному региону. Каждый год мы из раза в раз выигрываем тендеры, которые проводит компания «PonyExpress», доказывая лишний раз, что по-прежнему основными преимуществами компании являются скорость и цена перевозки.
— А как же все-таки вы оказались в компании ООО «Гарант-Логистика»?
Проработав в компании «PonyExpress» более 7 лет, было очень обидно уходить, но, к сожалению, в жизни бывают такие моменты, когда нужно идти вперед. На тот момент в руководство Петербургского филиала пришли новые люди из DHL, которые полностью привели свою команду. Максим Евгеньевич и ранее звал меня к себе в компанию, а тут, как говориться, сошлись звезды и я, недолго думая, принял приглашения, понимая сразу, что иду в максимально динамично развивающуюся компанию.
— Было тяжело менять сферу деятельность с курьерской службы на транспортную компанию, занимающуюся доставкой сборных грузов?
Конечно специфика работы со сборными грузами отличается от специфики работы курьерских служб. Сложности в перестройке, в том числе и мышления, и подхода к решению разных вопросов, разные, но довольно быстро удалось переключиться. По практике знаю, что не у всех это получалось. В дальнейшем у меня в штате среди логистов были сотрудники, которые ранее занимались курьерской доставкой на высоких должностях, у них, к сожалению, перестроиться не получалось.
— Получается, что вы сразу пришли в компанию на должность директора по развитию или у вас тоже были этапы карьерного роста?
Нет, конечно, изначально я пришел на ставку менеджера. Но в чем одно из основных преимуществ нашей в компании, что внутри нее существует процесс для возможного творчества. Мне был дан такой карт-бланш. Можно было почувствовать себя, образно говоря, художником в сфере логистики. Такой подход помог быстро увеличить количество новых клиентов, открыть новые направления.
Усложнялась структура компании. На момент, когда я пришел в офис в Санкт-Петербурге было порядка 5-7 человек. Сейчас это более 30 сотрудников, каждый из которых отвечает за свой блок работы. Соответственно с усложнением этой структуры выделялись новые должности. Именно так я и стал несколько лет назад директором по развитию.
— Алексей, а расскажите, что же из себя на сегодняшний день представляет ваша компания?
Пока мы не так сильны на слуху, как другие крупные транспортные компании России: Деловые Линии, Возовоз, ПЭК, Байкал, Энергия, БСД. Но для этого мы и работаем, чтобы исправить это.
Компания была создана в 2012, то есть сейчас мы довольно уже зрелые и на рынке представлены более 10 лет. Прошли уже несколько кризисов, которые очень достойно пережили, и с каждым годом объем перевозимого груза через нашу транспортную компанию растет в среднем на 30 процентов. На сегодня наш личный автопарк представляет из себя порядка 25 Газелей, 8-10 паллет, и 16 автомобилей 5 тонн, 16-20 паллет. Для обслуживания нашего автопарка мы открыли свою ремонтную зону, которая помимо ремонта нашего подвижного состава с радостью обслуживает и сторонние машины.
Наша компания работает по Северо-Западному региону, а также по Москве и Московской области. Недавно мы открыли новые южные направления: Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар. В начале этого года мы также открыли свое представительство в центральной России, открыв свой первый склад в г. Ярославль, откуда также обслуживаем Ивановскую и Костромскую область. В планах дальнейшее развитие в центральной России.
Основное наше отличие от других компаний, которое и делает нас особенными — это сроки доставки. Для наших клиентов мы даем минимальный срок доставки — 1 рабочий день почти по всем нашим направлениям, и сюда входит не только срок перемещения груза между складами, а также и доставка до адреса.
Именно поэтому нашей компании доверяют свои грузы практически все курьерские службы, для которых мы оказываем услуги по доставке до их филиалов либо агентов. Также, нам доверяют свои грузы медицинские лаборатории. Для них мы выстраиваем специальную логистику, которая позволяет доставлять груз не просто на следующий день, но и день в день. Именно поэтому, если говорить о кредо нашей компании в одной фразе, то можно сказать, что оно звучало бы как: “Для нас нет нерешаемых задач, беремся за любую задачу, которую поставил нам клиент”, и каждый день наша команда доказывает этот постулат.
— Алексей, можете привести хотя бы один из таких примеров выстраивания специальной логистики?
Да, с удовольствием. Буквально неделю назад к нам обратился клиент с просьбой срочно забрать груз из 5 городов Карелии: Сортавала, Пудож, Кемь, Костомукша, Питкяранта, и отвезти их в Москву за два дня. Многие транспортные компании ему в этом отказали. Мы же, подстроив дни обслуживания указанных населенных пунктов, смогли выполнить эту задачу. Клиент был удовлетворен таким обслуживанием. Сейчас мы заключили с ним договор и теперь он будет пользоваться нашей компанией на постоянной основе.
— Алексей, а как компания себя чувствует в эпоху кризиса, вызванного последствиями пандемии, а также после введение санкций?
Данный вопрос очень актуальный сейчас, мы, как и другие транспортные компании, сильно почувствовали результат санкций.
Если разделить проблемы по блокам, то можно выделить следующее: 1) Быстрая потеря клиентов, имеющих иностранные корни, самые крупные из таких: FEDEX, Икеа Индастри Тихвин; 2) Резкое увеличение стоимости расходных материалов для ремонта ТС, в среднем чек на 1 ремонт вырост на 30-60%; 3) Помимо того, что выросла стоимость ремонта, не всегда есть возможность приобрести отдельные запчасти, что приводит к увеличению срока ремонта авто и увеличенному простою автомобиля; 4) Рост цен на автомобили, в среднем в год мы обновляем наш автопарк на 5-6 автомобилей. За короткий период цена на последние модели машин, которые мы приобретали, а именно Камаз Компас, выросла на более чем 30%. 5) Отдельно особняком стоит проблема с кадрами, в первую очередь с водителями, кладовщиками. Найти на рынке сейчас достойного кандидата становится максимально проблематично, а с учетом роста компании это становится большой проблемой, которая тормозит рост компании.
— Алексей, удается ли вам справиться с вышеизложенными проблемами?
Да, конечно, предпринимаем все возможное для решения данных проблем. Если не реагировать на эти вызовы, то это приведет к разрушению компании.
Мы развиваем новые методы работы с клиентами в отделе продаж, проводим различные акции для привлечения новых клиентов и удержания уже работающих с нами. Для машин закупаем впрок основные агрегаты, чтобы всегда был определенный запас и время ремонта не превышало сутки. Анализируем покупку автомобилей большей тоннажности, а также ищем водителей на своих автомобилях по ряду маршрутов. Увеличиваем ресурсы для привлечения штатных единиц, ищем кандидатов как через привычные сервисы, так и через местные органы трудоустройства. Сейчас рассматриваем вахтовый метод работы для водителей, предлагаем им жильё за счет компании в Санкт-Петербурге. Также мы проводим обучающие семинары, тренинги для административного персонала и для сотрудников отдела продаж.
Все эти действия, дали свои результаты, но есть еще над чем работать. Так что говорить, что мы прошли кризис пока еще рано, по-прежнему существует элемент некой неопределенности.
— Вы сказали про развитие отдела продаж, как один из трендов выхода из кризисной обстановки, можете рассказать о каком-то новом крупном клиенте в вашей компании?
Да, с удовольствием. Одним из наших новых клиентов в этому году стала компания Ростелеком. В декабре 2022 года мы выиграли тендер на логистику по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ежедневно мы предоставляли машины для городских доставок по подразделениям клиента, а также предоставляли машины по маршрутам в Ленинградской области. Совсем недавно получили обратную связь от клиента, где он был очень доволен качеством выполняемой работы. В следующем году, мы обязательно будем участвовать в новом тендере Ростелекома в том числе и на остальных направлениях: Псковской, Новгородской, Вологодской, Ярославской области, а также республики Карелия.
— И давайте последний вопрос, какой прогноз по развитию вашей компании вы могли бы дать на 2023-2024 год, какие основные задачи ставите перед собой как руководителем?
На сегодня мы пытаемся исходить из старой мудрости, что любой кризис — это в том числе и новые возможности, которые нужно использовать. В этом году мы планируем наращивать объемы грузоперевозок. По уже действующим маршрутам хотим перейти на машины большой тоннажности, чтобы сократить стоимость перевозки. Открыть новые направления, в том числе Архангельское направление, продлив таким образом уже действующий ежедневный маршрут до Вологды. Продолжать работу по снижению операционных затрат, в том числе за счет развития IT в нашей компании, разработав курьерское приложение, личный кабинет для клиентов, интеграцию с клиентом.
Надеюсь, что сегодня вам было интересно узнать о нашей компании. Будем и дальше стараться работать для вас!