Шимон Холлоши — венгерский живописец армянского происхождения. Стремление к реализму и импрессионизму, а также методика обучения искусству сделали его одним из самых знаменитых венгерских художников. Именно благодаря наблюдениям живописца за повседневной жизнью людей и желанию передать это все в искусстве, картины Холлоши стали неповторимыми.
Шимон Холлоши родился 2 февраля 1857 года в городе Сигет в Австрийской империи (сейчас — Сигету-Мармацией в Румынии) в армянской семье. В 1875–1876 годах учился в Будапеште в Училище натурного рисунка. Уроки ему давал знаменитый венгерский художник Берталан Секея — создатель исторических картин и портретов знаменитостей того времени. В 1878 году Холлоши поступил в Мюнхенскую академию художеств, где проучился до 1882 года.
Шимона Холлоши можно назвать представителем реализма и натурализма. Он был сильно воодушевлен работами Густава Курбе — одного из основоположников реализма. Поэтому в своих картинах Холлоши стремился передать крестьянский быт и общественно значимые сюжеты из жизни народа. Часто он отказывался от темных тонов и изображал занимательные сюжеты.
Однако Шимон Холлоши был не только выдающимся художником, но и талантливым педагогом. В 1886 году он открывает свою художественную школу в Мюнхене, которая вскоре становится всемирно известной. В нее съезжались около 60 учеников из Германии, Польши, России и Венгрии. Холлоши обучал таких знаменитых художников как Михаил Латри (внук Ивана Айвазовского), Владимир Фаворский, Мстислав Добужинский, Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский, Иван Билибин и многие другие.
Российский художник и педагог Владимир Фаворский писал в своих воспоминаниях:
«Когда я начал рисовать у Холлоши, он стал довольно резко критиковать меня, указывая, что я занимаюсь перечислением пятен, что мои рисунки не цельны, нет общего, и детали не входят в целое. Поэтому он требовал от нас прежде всего наброска, в котором были бы схвачены основные моменты движения, отношения масс
Другой ученик Шимона Холлоши, БорисТерновец, отмечает в письме своему отцу:
«И если существует ряд проблем, для каждой области особых (например, перспектива, краски в живописи и т.п.), то не надо забывать, что основной материал, над которым ты работаешь, остается все тот же самый — это человеческое тело; понять, изучить, ясно представить себе конструкцию головы и фигуры человека — это основная задача как для живописца, так и для скульптора, без решения которой невозможно искусство».
В своей академии Холлоши не обучал единому стилю рисования, так как интересы его учеников были абсолютно разные. Он делал акцент именно на конструкции рисунка, графике и строении частей тела. Считал, что основа рисунка — это построение формы, а не освещение и тон.
В своем преподавании художник придерживался принципа обрубовки, который открыл немецкий живописцец Альбрехт Дюрер. Он предполагает использование простых геометрических форм в сложных конструкциях. Поначалу ученики Холлоши рисовали голову в виде коробки и только потом добавляли элементы лица: нос, глаза, губы и так далее. Это позволяло наглядно понять конструкцию головы и облегчить процесс обучения.
С 1896 года каждое лето художник преподавал в окрестностях города Надьбанью (позднее — в Тячеве), так как считал, что для реалистичного рисунка необходимо наблюдать за местностью и повседневной жизнью людей. Он обращался к приемам пленэрной живописи и предпочитал светлые колоритные рисунки. Со своими учениками Холлоши изучал природу, обыденность и современную жизнь. Художник стремился передать некую искренность, действительность, крестьянский быт и нравы тех времен.
Самая известная его картина — «Лущение кукурузы», где изображена любовная игра крестьянки и ее ухажера. Это произведение знаменитого Холлоши можно отнести к жанровым сценам с ноткой юмора. Для художника было очень важно передать настроение героини и ее мысли через изображение.
Также в своей еще одной популярной картине «Мечты» автор изобразил женщину с цветами, которая задумчиво смотрит в сторону. Портрет очень удачно передает чувства героини и ее переживания. Девушка как будто отрешена от реальности, и это пробуждает желание человека проникнуть во внутренний мир героини.
С 1904 года Шимон Холлоши преподавал в городе Тячев, где и скончался 2 мая 1918 года в возрасте 61 года. С конца XIX века и до последних дней Холлоши писал картину «Марш Ракоци», передающую революционные мотивы того времени. Он так и не успел ее закончить, однако сохранилось множество эскизов и этюдов.
Подготовила Ирина Билян
Обложка: Хорошее вино. Шимон Холлоши, 1884 год. Из коллекции Венгерской национальной галереи
Источники: Тихомиров А. Н., Шимон Холлоши и его русские ученики, «Искусство», 1957
Д. Перова, Н. Гомберг, «Венгерская национальная галерея»