Северное Возрождение возникло в районе территории современной Бельгии, и именно данный художник по праву считается одним из величайших живописцев XV столетия. Рогир ван дер Вейден (годы жизни 1399-1464) получал серьёзные заказы со всей Европы, поскольку тамошняя знать любыми способами хотела заполучить ранние нидерландские творения, созданные этим невероятным фламандским примитивистом.
Его работы, как и произведения предшественников ван дер Вейдена в лице Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441) и Робера Кампена (годы жизни 1378-1444), в основе своей состоят из религиозного художественного искусства и портретов, а также включают в себя огромные триптихи. Мы мало что знаем о жизни этого человека, за исключением того факта, что уже в зрелом возрасте он поселился в Брюсселе – нынешней столице Бельгии. Поскольку его работы были экспортированы и в другие страны, в наши дни ими можно любоваться в музеях по всему земному шару. В этой статье мы сделали подборку лишь некоторых из самых известных картин в карьере Рогира ван дер Вейдена.
1 место. «Снятие с Креста»
- Дата создания: до 1443 года
- Размеры: 220 х 262 сантиметра
Считается, что алтарный образ под названием «Снятие с Креста» был полностью завершён в середине 1430-ых годов и, как и следует из его названия, он отображает на себе тот самый момент, когда мёртвое тело Иисуса Христа снимают с креста после распятия.
Как и у большинства других работ ван дер Вейдена, дата создания сего творения является приблизительной, она основана непосредственно на стиле самой работы. Полагают, что именно эта картина сделала его известным мастером, что в конечном итоге и привело к его невероятно успешной карьере.
2 место. «Евангелист Лука, Рисующий Мадонну»
- Дата создания: 1435-1440 годы
- Размеры: 137,5 х 110,8 сантиметров
«Евангелист Лука, Рисующий Мадонну» – это одна из нескольких картин Рогира ван дер Вейдена, свидетельствующих о том, что на него очень сильно повлиял коллега-художник по имени Ян ван Эйк, который был ещё жив в ту пору, когда ван дер Вейден завершал сие творение.
Богородица и её младенец Иисус Христос в сопровождении какого-нибудь святого были общей темой для ранних нидерландских творцов. А сама композиция поразительно похожа на картину ван Эйка под названием «Мадонна Канцлера Ролена» (1435 год). Интересный факт: мужчина, стоящий рядом с Марией, вполне вероятно, может являться автопортретом художника.
3 место. «Алтарь Мирафлорес»
- Дата создания: 1440 год
- Размеры: 71 х 43 сантиметра
«Алтарь Мирафлорес» представляет собой религиозную картину-триптих, на которой переданы сразу три различные сцены, связанные с жизнью Иисуса Христа. На первой панели изображается Святое Семейство, на второй – Пьета, а на третьей – явление Христа на глаза Марии.
Данные три сцены изображают собой рождение, смерть и воскресение Иисуса, которые были обычными сюжетами в религиозном художественном искусстве ещё со времён Средневековья. Картины насыщены сочными красками и тонкой религиозной символикой.
4 место. «Портрет Дамы»
- Дата создания: 1460 год
- Размеры: 34 х 25,5 сантиметров
«Портрет Дамы» – это название одного из самых известных портретов в богатом творчестве Рогира ван дер Вейдена. Он отчётливо подчёркивает собой черты того, что когда-то считалось идеализированной красотой современных на тот момент женщин.
Данная картина была написана в последнее десятилетие жизни художника и стала одним из многих подобных заказов, которые он получил в этот период времени. К великому сожалению, личность женщины-иностранки так и остаётся неразгаданной тайной.
5 место. «Мадонна с Младенцем»
- Дата создания: после 1454 года
- Размеры: 31,9 х 22,9 сантиметра
«Мадонна с Младенцем» – ещё одна картина Рогира ван дер Вейдена, на которой изображена весьма распространённая тема в художественном искусстве XV столетия. В ту пору очень популярна была Дева Мария, которая нежно ласкает своего недавно рождённого младенца Иисуса, находясь, по всей видимости, в глубоком созерцании.
Что примечательно в этой работе, так это то, что долгое время считалось, что она является точной копией одного из последователей художника. Но тщательный анализ картины с использованием современных методов показал, что она всё же была написана рукой знаменитого мастера.
6 место. «Портрет Филиппа I де Кро»
- Дата создания: 1460 год
- Размеры: 49 х 30 сантиметров
«Портрет Филиппа I де Кро» – это правая часть диптиха, на котором также изображена картина под названием «Богородица с Младенцем». Левая панель произведения в настоящее время является частью коллекции Музея Хантингтона в Сан-Марино (пригород Лос-Анджелеса, штат Калифорния, США).
Филипп I де Кро (годы жизни 1435-1511) был графом и видным членом Дома Кро – знатной семьи, ставшей в 1594 году князьями Священной Римской империи. Данное творение стало личным заказом семейства в религиозных целях.
7 место. «Пьета»
- Дата создания: 1441 год
- Размеры: 32,5 х 47,2 сантиметров
«Пьета» – это название картины, посвящённой исключительно данной конкретной сцене Страстей Христовых. Она была завершена в год смерти коллеги ван дер Вейдена – ещё одного фламандского примитивиста по имени Ян ван Эйк.
Полотно в Брюсселе является оригинальной версией, но её многочисленные копии прекрасно существуют в музеях по всему миру. Изучение работы привело искусствоведов к выводу, что она действительно была создана рукой ван дер Вейдена, в то время как другие её версии вполне себе могли быть выполнены учениками его мастерской.
8 место. «Читающая Магдалина»
- Дата создания: 1435-1438 годы
- Размеры: 62,2 х 54,4 сантиметра
«Читающая Магдалина» – это очень подробная картина, на которой изображается сидящая женщина, читающая книгу. Она была идентифицирована как Мария Магдалина – одна из последователей Иисуса Христа, которая была свидетельницей его распятия, по мази, находясь на переднем плане этого трагического события.
Как и в большинстве других картин, написанных в готическом художественном стиле, в этом творении женщина с бледной кожей и высокими скулами также сильно идеализирована. На заднем плане полотна можно различить две фигуры и пейзаж, но они видны лишь частично, потому как в своё время картина была обрезана.
9 место. «Христос на Кресте с Марией и Святым Иоанном»
- Дата создания: 1443-1445 годы
- Размеры: 101 х 70 сантиметров
«Христос на Кресте с Марией и Святым Иоанном» – ещё один триптих кисти Рогира ван дер Вейдена и одна из его самых известных картин с изображением Распятия. В центральной части произведения изображаются Дева Мария и Святой Иоанн, а также два покровителя картины, стоящие на коленях рядом с ними.
На левой панели творения можно увидеть Марию Магдалину, также стоящую на коленях, а на правой панели изображается Святая Вероника. Пейзаж на заднем плане произведения не только сливается во все три панели, но и изображает собой Иерусалим – современную столицу Израиля.
10 место. «Алтарь Семи Таинств»
- Дата создания: 1445-1450 годы
- Размеры: 200 х 223 сантиметра
«Алтарь Семи Таинств» представляет собой очень сложный триптих, изображающий Семь Таинств католической церкви. На левой его панели мы можем увидеть крещение, конфирмацию и исповедь.
На правой панели триптиха отображается рукоположение священника, брак и последний обряд; а на центральной его панели показана Евхаристия сразу за распятием на переднем плане творения. Не исключён и тот факт, что люди, показанные на полотне, являются покровителями данной работы.