Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Индустриальные пейзажи Заполярья

Луна над Мурманском. Фото А. Котова
Луна над Мурманском. Фото А. Котова

Фотограф Арсений Котов любит снимать советские индустриальные пейзажи. «Это предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий вовсе исчезнуть», — объясняет он свой интерес. Особое место в потфолио Арсения занимают города и поселки Заполярья.

Памятник угольку в поселке Воргашор в тридцати километрах от Воркуты

Арсений, какое у вас образование? Повлияло ли оно на ваш интерес к советскому городу?

— Я окончил Самарский аэрокосмический университет, три года работал инженером на заводе «Прогресс», где собирают ракеты. Вряд ли это повлияло на мою специализацию как фотографа. Разве что во время учебы я много ездил по соседним городам, — Сызрани, Новокуйбышевску, Тольятти, — знакомился с их советским наследием. В социальных сетях я известен под ником northern friend. Так давным-давно меня назвала одна грузинская девушка. Это было сказано в ироничном контексте (ведь многие грузины считают русских оккупантами), но меня зацепила эта фраза. Она точно характеризует мою любовь к тем городам, которые советская власть с нуля построила за полярным кругом.

Барельеф на въезде в Воркуту. Фото А. Котова
Барельеф на въезде в Воркуту. Фото А. Котова

Какой арктический город для вас самый-самый?

— Воркута. Она совершенно не поменялась с советских времен. Какой была, такой и осталась, только обезлюдела и стала заброшенной местами. И там же находится очень атмосферный памятник угольку. Точнее, в поселке Воргашор в тридцати километрах от Воркуты. Если не знать, что он символизирует, то это такой загадочный черный куб на постаменте. Как будто он прилетел с другой планеты.

Памятник угольку. Фото А. Котова
Памятник угольку. Фото А. Котова

Вам известны биографии людей, проектировавших арктические города?

— Я этим не интересовался. Могу только сказать, что арктические города проектировали профессионалы, и они работали по всей стране. Многие задумки советского периода так и не были реализованы на практике из-за дороговизны. Так, например, предлагалось строить здания, соединенные крытыми переходами с парковой зоной, накрытой стеклянным куполом, под которым был бы свой микроклимат. Из реализованного — дома на сваях с целью защитить вечную мерзлоту от таяния, более толстые панели для теплоизоляции, расположение зданий по принципу микрорайона, внешние строения в котором защищали бы от ветра и снега жилую часть населенного пункта.

Северодвинские космонавты. Фото А. Котова
Северодвинские космонавты. Фото А. Котова

Ленин, космонавт, рабочий… И кладбище кораблей под Якутском

В советское время был популярен жанр мозаики. Северная мозаика имеет свою специфику?

— Воркута и поселки вокруг нее относятся к республике Коми. Поэтому в мозаике встречаются элементы национального орнамента, изображения оленей. Но в целом она такая же, как и по всему Советскому Союзу. Те же лозунги, те же персонажи — Ленин, космонавт, рабочий… Разве что добавляются лозунги типа «Покорителям Заполярья — Слава!»

Я знаю, что в целях экономии вы путешествуете по стране в том числе и автостопом. Был ли такой опыт в Заполярье?

— Да, такой опыт был. Как-то из Мурманска до Питера доехал за один день. Повезло — поймал тачку и тысячу километров на тебе. Из Магадана до Якутска ездил автостопом. Три дня ушло, но я не торопился — по заброшенным поселкам гулял. Ночевал в спальнике, так как тепло еще было. Не могу сказать, что это чисто от желания сэкономить. Просто интересно. Сам по себе ходишь и по воле случая передвигаешься. Я никуда не тороплюсь, мне можно. Ну и с народом общаешься.

Надо иметь в виду, что многие «заброшки» со временем перестают быть таковыми. В свое время меня очень впечатлило кладбище кораблей под Якутском. Боюсь, скоро его не будет — банально из-за того, что все суда потихоньку распиливают на металл.

Норильские космонавты. Фото А. Котова
Норильские космонавты. Фото А. Котова

Интересные случаи из такого рода общения можете вспомнить?

— Как-то добирался до Петрозаводска из Питера. Посадил к себе дальнобойщик. Рассказываю ему о том, чем занимаюсь, о своем блоге. Он стал искать меня в интернете, и обнаружил, что давно у меня в подписчиках. Такой же случай был, когда я путешествовал по бывшей Югославии. Это из приятного. А вот под Мурманском меня как-то подвезли военные… до прокуратуры закрытого города Приозерск. Они на полном серьезе решили, что я иностранный шпион. Просидел три часа в ожидании сотрудника ФСБ, который посмотрел на меня и тут же отпустил.

Иногда на ночлег останавливаюсь у активных подписчиков. В Норильске и Воркуте снимал квартиру, потому что я там подолгу жил. В Норильск я вообще ездил как вахтовик — устроился бетонщиком на стройку. Работа на морозе или в шумном, пыльном цеху по 11 часов в ночную смену мне не понравилась. Через две недели я оформил больничный и уволился, сославшись на состояние здоровья. А после еще месяц гулял по городу. Во время одной из прогулок я набрел на заброшенный автобусный парк со старыми советскими автобусами. Фантастическое место!

Кладбище автобусов в Норильске. Фото А. Котова
Кладбище автобусов в Норильске. Фото А. Котова

Как найти «заброшки» на карте?

Как вы узнаете, что где-то в Заполярье есть интересная мозаика или здание, которые обязательно нужно запечатлеть?

— В основном, просто гуглю. Есть такая замечательная программа как Wikimapia. В ней задаешь нужную тебе категорию объектов, например, «заброшенные здания» и она тебе выдает все заброшки на карте. На сайте urban3p публикуют фотографии и отчеты из заброшек, среди которых встречаются настоящие жемчужины. Часто захожу туда. На барахолках ищу советские книги про города, смотрю их и выбираю, куда бы поехать в следующий раз. Кроме того, есть у меня путешествующие друзья, которые регулярно выкладывают в сеть свои находки. У них тоже подсматриваю интересные локации.

Города Заполярья ассоциируются с заброшенностью и опустением. Каким вы видите их будущее?

— Во время путешествия по Колыме я видел много заброшенных населенных пунктов. Общее их число приближается к 150. Все начиналось с аварии на котельной — в мороз лопаются трубы, на ремонт денег не выделяют, поселок закрывают… Боюсь, что колымский сценарий — это будущее всех городов и поселков Заполярья. Останутся только Мурманск, потому что это незамерзающий порт на Баренцевом море, и Норильск с его цветной металлургией. Воркута так и будет потихонечку загибаться. Цены на уголь падают, и его становится нерентабельно добывать.

Дети и в Норильске дети. Фото А. Котова
Дети и в Норильске дети. Фото А. Котова

Как вы зарабатываете?

— Было время, когда принты моих фотографий хорошо покупали за границей. Сейчас это давно в прошлом, и основу моего заработка составляют отчисления от продажи книжек. В издательстве АСТ у меня вышло два путеводителя с фотографиями — «Заброшенные города СССР» и «Монументальное искусство СССР».

Заполярье в ваших планах на будущее. Куда и ради каких объектов хотелось бы съездить?

— Много куда. Это и Чукотка с ее городами Анадырь, Певек, Билибино. Тикси в Якутии, Диксон на Таймыре… Останавливает то, что туда очень дорого лететь. Билет до Певека из Москвы, естественно, с пересадками стоит около ста тысяч, до Диксона — не меньше полтинника. Опять же вокруг этих городков на многие сотни километров ничего нет. Ради одного города отвалить сотку — это как-то стремно.

Закат над Воргашором. Фото А. Котова
Закат над Воргашором. Фото А. Котова

***

Автор: Алексей Егоров, специально для GoArctic