Китай решил построить свой Один пояс один путь в обход России. Мы лишаемся большого количества денег за транзит. Мы к ним со всей душой, мы даже развернули экономику с запада на север, а китайцы кинули Россию. Это вам смысл многих заметок про жуть Китая в последнее время. Дайте карту. Ага. По ней мы видим, что маршрут одного пояса действительно проходит как бы не по территории России. Теперь товары будут везтись так: Китай — Киргизия — Узбекистан — Таджикистан — Иран — Турция — ЕС.
Почему вообще возникла история с обходом России? Недавно Китай собрал у себя руководителей Центрально азиатских республик. Наших бывших республик. И подписал с ними так называемую Синьскую резолюцию по безопасности, логистике и экономике. То есть зашел на ту территорию, которую наши считали своей. Теперь Китай своим весом должен гарантировать республикам суверенитет, продвигать экономику, купировать цветные революции и продвигать свою концепцию Пояса и Пути. А к этому готов дать кредит на почти 4 миллиарда финансовой помощи и укрепить военную оборону.
С точки зрения русского империалиста, я вижу тут просто отъем наших… когда-то наших территорий. Правда сейчас Россия не империя. Мы, похоже, не способны влиять на азиатские территории. Мало того, мы четко видим, как англосаксы заходят туда со своими НКО и со своим влиянием. Поэтому у России два выбора – либо центральная Азия со временем станет еще одной анти Россией. Еще одним нарывом. Либо туда зайдет Китай со своими интересами, но зато там не будет американских советников и наместников, как на Украине. Но как ни странно, секретарь генерального совета Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский, говорит, что в этом решении вообще нет политики. Это чистая экономика. Евросоюз для Китая является второй территорией по экспорту своих товаров. И они сейчас идут по железной дороге через Россию. БАМ и Транссиб. 150-180 миллионов тонн, то есть от 50 до 70 процентов европейского экспорта Китая. Путин дал задание повысить проходимость до 285 миллионов тонн. Есть проблема с санкциями. Евросоюз не хочет принимать грузы из России, но мы понимаем, что это не навсегда. По идее мы является транзитным монополистом для этой продукции. И наращивает цены за транзит. Вот это и не устраивает Китай. Об этом рассказывает секретарь секретарь генерального совета Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский: «Китай же конечно в этой истории хочет получить самые лучшие условия, он хочет получить дешевые цены, надежного перевозчика. А без альтернативного маршрута он эту историю не получит, он не получит хорошие цены от РЖД. Поэтому и возни кают такие проекты. Разговоры об альтернативных они на самом деле ведутся уже больше 10 лет. Пока таких альтернативных путей нет. Но вот в этот раз, скажу так, очень похоже на то, что Китай реально подходит очень близко к созданию альтернативного маршрута не через Россию».
Но насколько вот этот обходной путь… это серьезная история? Мы поговорим с генеральным директором Российско-Китайского инвестиционного Фонда регионального развития Рустамом Темиргалиевым. Китайцы действительно собираются проложить вот этот путь через азиатские республики? Он что, действительно будет для них дешевле?
Темиргалиев: «Этот путь, если элементарно взять и на чистом листочке посчитать все расходы, или как говорят бизнесе, косты, связанные с тем, сколько будет себестоимость доставки этих грузов, то, к сожалению, для китайской стороны экономика покажется плачевной. Гораздо дешевле сегодня грузы из Урумчи перевезти в порт Гуанчжоу, на юг, и далее крупнотоннажными контейнерными перевозчиками, сегодня 200-300 тысяч тонн огромные суда, которые могут прийти в порт Роттердам. Это будет дешевле».
То есть мы тут бьемся вокруг железных дорог, но ведь на самом деле основные потоки экспорта из Китая идут морем?
Темиргалиев: «Торговые пути Китая сегодня они прежде всего, с учетом того, что есть себестоимость логистики, в первую очередь, это морские транспортные пути. Крупнейшие китайские порты, а в топ десяти мировых портов сегодня – 4 китайских порта. В первую очередь идет торговля морским путем: порт Нинбо, порт Шанхай. Эти порты сегодня загружают грузы китайских производителей на американское направление и на европейское направление. Соответственно основной торговый путь - это морской путь».
Подождите, то есть если где мы и можем выстроить настоящий транзит из Китая в ЕС, то мы также должны думать про морские пути? Не рельсы-рельсы, шпалы - шпалы, а волны-волны? То есть настоящее решение это Северный морской путь? ЦЦЦ
Темиргалиев: «Северный морской путь имеет колоссальные стратегические возможности. Также имеет ряд ограничений, инфраструктурных. С моей точки зрения, за Северным морским путем большое будущее. В первую очередь, потому что время доставки груза с порта Шанхай в порт Гамбург по СМП – примерно на треть короче, чем путь, если использовать так называемый южный путь – через Красное море, через Суэцкий канал и дальше через Гибралтор. С точки зрения затрат, на сегодняшний момент основная проблема – это так называемые паковые льды, которые находятся в восточной части этого пути, северо-восточной части, и возможность в короткий период проходить Северный ледовитый океан. И здесь надо отдать должное Росатому, который активно инвестирует в строительство новых ледоколов. И этот путь станет возможным только после того, как Россия сможет создать соответствующую инфраструктуру. Инфраструктуру по обслуживанию лодок, танкеров, по обслуживанию крупных судов, которые перевозят контейнеры. По безопасности. Ну и конечно это ледокольный флот, который позволит очень оперативно проводить крупные лодки через Северный морской путь».
То есть основной вывод из ситуации с этими… обходными путями мимо России очень прост. Немного терпения и больше ледоколов. В южные республики наша империя вернется тогда, когда будут силы и желание. Понятно, что Россия до сих пор является центром притяжения мигрантов из Центральной Азии и Закавказья. Но жизнь нас учит одной простой вещи. Нет больше общей Родины СССР. И когда возникают проблемы у наших бывших республик, мы не должны относится к ним по-братски. Братское кончилось. Будем просто объективны. Как, например, в истории с Нагорным Карабахом.