Hellblade: Senua’s Sacrifice экстраординарная вещь от грима протагонистки до закрывающей сцены. Рафинированное художественное произведение и сомнительная игра в одном лице, где геймплей принесён в жертву Сенуи. Такое не посоветуешь всем и каждому. Другими словами: эпиграфом не объяснишь, в рецензии прояснишь.
Песня «Heart And Soul» группы «Joy Division»
Existence well what does it matter?
I exist on the best terms I can.
The past is now part of my future,
The present is well out of hand.
The present is well out of hand.
Британцы из Ninja Theory на примере DmC (Devil May Cry) показали, что способны играть крупными фишками на поприще ААА-тайтлов. Ребут знаменитой слэшер-серии дался им как по плану под эгидой издателя САРСОМ (не читать по-русски): оценки профильных изданий высоки, игроки довольны, сподвижки на хорошее будущее пришли. Но вместо почивания на лаврах обитатели Туманного Альбиона подались в эксперименты, — довольно похвальные. Наперекор потенциальному успеху темой нового проекта стала скандинавская мифология вкупе с разношёрстными психическими заболеваниями. Последнее явно не способствовало повышенному спросу, что мигом придало новой игре декадентского оттенка, подведя её близко к тому, что в кино называют «артхаусом», а на улице геймеров «инди». Со спущенными рукавами, да несвязанными руками, разработчики ушли с головой в матчасть, вложив в игру все свои кровные.
По итогу «Hellblade: Senua’s Sacrifice» заняла почти культовый статус, украсив себя вереницей всевозможных наград. Некоторые из них действительно заслужены. Можно заметить, каким новаторством блистают задумки проекта, его огульное качество, тем паче среди преимущественно низкосортных игр. Выйти в свободное плавание и издать свой собственный проект, продумав концепцию, прописав свою историю для персонажей – задача, требующая много времени, выдержки и таланта. Что ж, Ninja Theory не били баклуши 3 года. Перед вами не столь качественная игра, сколько образчик на стенде легендарных инди-проектов. Взыскательное эстетическое произведение, которое, правда, только этим самым эстетам угодит. «Сенуа Жертвующая» далёко не всем понравится, в том числе желающим получить непосредственно отменный игровой процесс. Механика игры опирается ровно на такую планку, дабы просто быть удобоваримой.
Сенуа и ее внутренний Хельхейм
За пеленой тумана виднеются земли – это земли мёртвых, или, как говорят скандинавы, остров Хельхейм. Сюда и направилась Кельская воительница по имени Сенуа — в поисках своего возлюбленного Диллиона. Главная героиня страдает психозом и от нее отвернулись все, даже родные, но только не он, не Диллион. В этом тёмном и холодном мире Хельхейма воительнице предстоит взглянуть в глаза собственным кошмарам и вымостить путь к любви через лонгитюдный ад — место, полное всех стезей страха: неизведанности, смерти, потери рассудка, высоты. Впрочем, что только не сделаешь, ради лояльности возлюбленному. Разработчики снабдили игру технологией бинауральной записи звука, чтобы эфемерные голоса протагонистки бередили в наушниках ваши нервы. Оставьте уют в ААА-тайтлах, приключение будет полно шизофренических мотивов, коих создатели изучили со специалистом. Под миловидным взором героиня разделит с вами лоно непритягательного безумия. Отныне вы сольётесь с внутренними демонами Сенуи сквозь призму галлюцинаций и пугающих видений. Искажение реальности станет нормой не только для воительницы, но для вас тоже.
Тьма и густой туман сковывают, однако ничто не помешает Сенуи вырваться вперёд. Отчаяние уже достигло пика, пути назад не предвещается. Ведомый голосами мёртвых игрок, посещает настоящее чистилище. Все эти свисающие остатки мостов, наклоненные мрачные вышки и обтянутые тиной дома без признаков души заставляют поверить, что вас обрекли скитаться на краю мира, укрытого тенью небес вовне земной карты. Волны омывают берега, а где-то вдали виднеется мачта от корабля. Когда-то здесь были люди, которые воевали с самими богами, но детали нам неведомы. Нам лишь остается довольствоваться историями на наскальных камнях, которые рассказывают крупицы истории о мире Хельхейма и его богах. Этот вездесущий мифологический оттенок может доставить безграничное удовольствие ценителям скандинавского эпоса.
Голос в голове гласит «Сенуа, ты проклята, и тьма поглотит тебя”. Страхи и кошмары окутывают её, а на запястье нахлынул загадочный гнильный поток. Отныне у вас есть ограничения и вы не имеете права часто умирать, иначе гниль поразит мозг Сенуи и она погибнет окончательно. На деле всё оказывается не совсем так — разработчикам просто нужно было как-то запугать игрока, дать ему повод осторожнее продвигаться по сюжету, избегать опасных ситуаций и стараться как можно реже умирать.
Дьявол тоже может плакать
Hellblade: Senua’s Sacrifice это не динамичный слэшер, коим был DmC, а скорее типичный симулятор ходьбы, но с видом от третьего лица. Да, здесь нашлось место сражениям, которые нетипичны для жанра, но их не так много. С одной стороны, они чаще всего довольно интересно поставлены, эффектны и являют собой аккуратно выверенную эстетическую сторону игры. Параллельно полное отсутствие игрового интерфейса способствует погружению в реалии «Hellblade». Даже голоса вносят свою лепту под личиной подсказок, причём настолько ненавязчиво, что игрок может не заметить, как английское «focus» взывает активировать замедление времени, а не сосредоточиться на оппоненте. Битвы начинаются неожиданно, казалось бы, все тихо и спокойно.., вдруг из завесы тумана возникает небольшой силуэт, постепенно обращающийся в полноценного монстра. Сражения зачастую проходят либо на небольших аренах, либо на всяческих подъемах или мостах. Давящие музыкальные басы битвы и пронзающая пелена скандинавского тумана начинают неспешно высасывать из вас жизнь. Мёртвые земли наполнены не только рядовыми солдатами тьмы, но и зверскими боссами, которые требуют особый подход. Не стоит надеяться, что они бросят свой меч на землю и легко сдадутся на вашу милость.
На деле же бледная боёвка не особо мотивирует игрока искать конфликты, а скорее наоборот, подталкивает как можно чаще их избегать. В нашем распоряжении не так много приемов: обычный удар, мощный выпад, блокирование и ослепляющее парирование — довольно скудный арсенал по нынешним меркам. От умельцев из Ninja Theory в последнюю очередь ожидаешь экшена, рафинированного от многослойности. Недюжинное мастерство разработчиков в данной отрасли продемонстрировали многогранные и с точностью до миллисекунд выверенные комбо-приёмы в их итерации демона Данте из DmC. След такого подхода будто затерялся в экстравагантности «Hellblade».
Безумие овладевает вами, и вы не можете спокойно осознавать, что на самом деле творится в этом мире. Слитые воедино с Сенуа, вы начинаете искать поиски ответов, заходя всё дальше и дальше. Вы не смеете заглянуть за врата, пока не разгадаете головоломку, коих на вашем пути будет много. Но они не сложны, а скорее однотипны и слишком легко разбиваются вашим разумом, словно гнилой орех. Базовый тип головоломок — поиск символов на локации. Например, вам дается условный символ «Y» и вы должны его отыскать; это может быть соединение стволов в виде символики «Y», а может и тень на скале. На словах может показаться, что это довольно сложное и муторное занятие, на деле же, стоит вам немного побродить в округе, и вы наткнётесь на точку обозрения — вокруг вас начнут витать призрачные формы нужного символа, как бы намекая, что истина где-то рядом. Экстравагантность местных пазлов иногда скрашивается условиями окружающей среды, подгоняя и мотивируя действовать быстрее. Получается очень неординарный опыт — наказуемый и фрустрирующий на первых порах.
Дело техники
Техническая планка Hellblade: Senua’s Sacrifice на порядок выше любой инди-игры. Это скорее АА по объёму проделанной работы. Текстуры отчётливо прорисованы по каждому слою. Пейзажи завораживают с первых секунд. К слову, производительность сопоставима с мягким взглядом Мелины Юргес. Игра плавно работает на PS4, покуда счётчик показывает милое сердцу число кадров — консервативное до предела.
Вердикт
Практически все музыкальные композиции преследуют цель истерзать вашу душу изнутри, а финальные аккорды и вовсе разбивает вас на части. Hellblade: Senua’s Sacrifice неторопливо формирует безумный, давящий и гнетущий облик, собирая по крупицам все возможные инструменты психического давления, а затем в один миг стремительно использует в одном крещендо вплоть до первых строчек титров. Это классический диагноз 50 на 50, посему заголовок вышел столь броским. Hellblade в первую очередь взыскательное художественное произведение с новаторской подачей, а уже потом сомнительная игра. Сложно её посоветовать всем в силу смешанных впечатлений, вовне сомнений это предельно жёсткая, меланхоличная и серьёзная психологическая история.
Ещё больше интересных новостей, статей и обзоров игр можно найти на нашем сайте Special Games Club.