Найти тему
Позитивная старость

Борис Андреев, как идеальный киношный злодей

Я может быть вас удивлю. Но одним из моих эстетических фундаментов является роль Джона Сильвера в фильме "Остров сокровищ", 1971. С тех пор, как я увидел и, главное, услышал Бориса Андреева, во мне не исчезает преклонение перед его брутальностью.

Вы помните этот рычащий голос?

"Ладно! Через час те из вас, кто останется в живых, позавидуют мёртвым ...".

Если в ясельном возрасте меня вводила в ступор Баба Яга, то я смело могу констатировать, что моё младенчество закончилось в 1971 году. Первоклассником я увидел Сильвера и понял, как должно выглядеть метафизическое зло. Оно говорило голосом Бориса Андреева и выглядело как Борис Андреев.

Вспомните эти кадры:

Глядя на них, я смело ставлю эту роль Андреева на первое место в мировом кинематографе по харизматичной выразительности лица и голоса. Все остальные идут после него.

Тут будут Леонов, Аль Пачино, Папанов с Мироновым, Роберт Де Ниро, Броневой, Раневская, Ролан Быков, Сталлоне, и другие. Но Андреев - первый!

Голос Джона Сильвера в этом фильме разрушил все мои тогдашние представления о том, как должен выглядеть разбойник. Смак, с которым произносит свои спичи Борис Андреев, приводил меня тогда и приводит сегодня буквально в телячий восторг. Именно так должен произносить слова человек, сполна познавший жизнь и привыкший брать от неё всё своими руками.

Каждый произнесённый им звук неоспорим. Харизме его голоса невозможно противостоять:

"Ну, смелее. Я депутата не трону".

От одного вида этого одноногого вожака у всей стаи трясутся коленки.

Вот уж действительно, возраст красит мужчину. Актёру было 55 лет. Глубокие морщины на лице придавали колоссальную выразительность образу матёрого убийцы, на совести которого не одна загубленная жизнь. Архитектура лица позволяла создавать любую сильную композицию - бешенство, презрение, весёлость.

В этой роли сочеталась для меня, тогдашнего первоклассника, вся двойственность жизни. Оказывается, человек в разных ситуациях может выглядеть по-разному. Судовой кок, рассказывающий пиратские байки, вызывает открытую симпатию. А предводитель пиратов, убивающий своим костылём несогласного члена команды, рождает страх.

Не стану настаивать, но для меня разговор Сильвера с взбунтовавшейся командой, когда лицо Андреева крупным планом выразило все оттенки переживаний человека, готового пойти на крайние меры, явилось вершиной актёрского таланта. В сочетании с брутальнейшим голосом это превратилось в эстетическую жемчужину советского кинематографа.

Как мне кажется, эстеты той поры совершенно недооценили эту жемчужину. Ведь им хотелось проливать слезы над Тарковским с его иносказательностью. Какой там "Сильвер"! Низкий жанр.

Ну, да ладно. Я точно знаю, что меня этот актёр обогатил эмоциями на всю мою жизнь. Как хорошо, что этот фильм вышел на заре моего художественного воспитания. Ведь я с восьмилетнего возраста узнал, как играют гении.

Спасибо Борису Андрееву и создателям этой прекраснейшей экранизации романа Стивенсона.

Видеосюжет в дополнение к этой статье смотрите по ссылке.