Во Владикавказе армяне проживали с давних пор. История армянской общины Владикавказа началась тогда же, когда родился сам город. Первые армяне – купцы и мастеровые – появились на Тереке в первой половине XIX века. Известно что исторически армяне проживали в старом городе, в районе армянской церкви, на правом берегу реки Терек. Вокруг церкви по традиции компактно селились в основном купцы средней руки, которые бойко торговали в близлежащих казачьих станицах и в осетинских селах. В 1860 году Владикавказ получил статус города и стал административным центром Терской губернии. С ростом города росло и его армянское население.
В конце XIX века, путешествуя по Кавказу, во Владикавказе побывал Василий Сидоров со своим другом и сокурсником армянином Тумановым (Туманьянцем). Путешественник сообщил интересную деталь, которую как нам кажется упустили из виду некоторые исследователи. Дело в том, что Сидоров сообщал о наличии армянского квартала (слободы) на левом берегу Терека, в то время как армянская церковь, близ которой селились армяне, находилась на правом берегу. Так в своем произведении «Кавказ. Путевые заметки и впечатления» путешественник сообщал, что после того как он посетил русскую Линейную церковь (церковь Александра Невского), посмотрел маленькую мечеть, объездил всю осетинскую слободу – он перебрался через мост в армянскую часть города. В упомянутом Сидоровым армянском квартале он отмечал красоту домов, и армянский базар со своим разнообразием товаров как произведенных здесь же, так и свозимых сюда из разных уголков мира. Описывает увиденное он следующим образом:
«Здесь любопытен армянский базар с его произведениями востока и открытыми лавочками, в которых торговля и работа происходит в одно и тоже время. Тут стучат молотки и стонет железо, там сверкают иглы и жалобно скрипят ножницы. Всевозможные башлыки, пестрые ковры, сёдла и другие вещи развешаны и разложены по стенам и прилавкам. Все дома в армянской слободе носят особый отпечаток Востока. Все украшены балкончиками и имеют пёстрые стёкла в окнах под мавританскими арками»
Таким образом столь маленькое и важное сообщение позволяет нам предположить следующее: к концу XIX века во Владикавказе старый армянский квартал разросся до таких размеров что перекинулся на левый берег реки Терек или же в городе имелся еще один армянский квартал.
С одной стороны, в пользу первой версии говорит тот факт, что армяне всегда селились близ своего религиозного учреждения, если таковое имелось в поселении. Отсутствие упоминания в тексте армянской церкви св.Григория и поселившихся близ нее армян, можно объяснить тем, что возможно путешественники вошли в упомянутый армянский квартал с другой стороны, а именно через мост расположенный севернее или южнее армянской церкви. Из этого предположения можно сделать вывод что правобережная часть единого армянского квартала была меньше леовобережнной. Это выглядит вполне логичным учитывая отсутствие возможности расширения на правом берегу и плотность застройки старого города.
С другой стороны Сидоров конкретно говорит, что перебравшись через мост они попали в армянский квартал. Т.е. автор конкретно указывает границу квартала, которой служит река. Это сообщение также внушает доверие т.к его сопровождающим был армянин Туманов, ввиду чего вероятность ошибки минимальна. Совсем не верится в то, что армяноговорящий Туманов не смог бы определить границы армянской речи. Если это предположение верно, то исходя из нашего опыта исследований, упомянутый Сидоровым квартал, как и любой другой армянский квартал, должен был иметь свою церковь или молельный дом. Обычно религиозные сооружения сооружались в центре, близ базаров
Отметим что озвученные нами версии ни в коем случае не являются взаимоисключающими. Мы не погружались в исследование вопроса. Все наши мысли и предположения мы изложили лишь на основе рукописи Василия Сидорова, тем самым мы оставили непаханое поле для работы историков и краеведов.