Президент Казахстана Касым Жомарт Токаев одним из первых поздравил Реджепа Тайипа Эрдогана с победой на выборах главы Турции. Но вскоре после этого Токаева ждал холодный турецкий душ: казахстанскому лидеру доложили, что в Анкаре развивают активность его политические противники – участники неудавшегося госпереворота в январе 2022 года. Более того, турецкие власти покровительствуют данным силам.
При этом внешняя витрина двусторонних отношений Казахстана и Турции продолжает выглядеть идеально: Астана поддерживает все начинания Анкары в развитии Организации тюркских государств, инвестиции Турции в Казахстан стабильно растут, Токаев называет Турцию «вторым домом», а Эрдоган оценивает партнёрство двух стран как «братское и стратегическое».
Однако на это партнёрство в последнее время упала густая тень, и эту тень отбрасывают националисты, нашедшие прибежище в Турции. Речь, в частности, идёт о Куате Ахметове, инициаторе так называемых «языковых патрулей» и главе непризнанной партии «Тил Майдани». Это он со своими сподвижниками «кошмарил» русскоговорящих граждан Казахстана, заставляя их говорить только по-казахски. Нетрудно догадаться, что Ахметов копировал «лингвистические опыты» украинских националистов.
Но планы казахских радикалов простираются ещё дальше. Ахметов объявил, что ведёт набор в некие вооружённые подразделения, состоящие из его соотечественников. Костяк таких батальонов должны составить люди, имеющие опыт кровавых событий января 2022 и оказавшиеся после этого в вынужденной эмиграции. Согласно рабочей версии, данные подразделения якобы будут воевать на стороне Киева в зоне СВО.
В Турции сегодня открыто формируются военизированные группы, которые с подачи Лондона готовы в любой удобный момент принять участие в боевых действиях в Украине, Казахстане или России. Не исключено, что и в самой Турции.
Это полностью противоречит официальной позиции Турецкой Республики, глава которой, господин Эрдоган, неоднократно заявлял, что Турция не станет принимать чью-либо сторону в любых военных конфликтах. Увы, пока реальные шаги Эрдогана расходятся с его политической декларацией.
Объективных причин для этого много – в том числе, открытость страны для всякого рода сомнительных «оппозиционеров» явно фашистского толка. В качестве примера можно привести театральный фестиваль «Любимовка», который в Турции превратился в пропаганду нацизма.
Будущие казахстанские боевики уже нашли себе место для тренировок. В ходе собрания «Альянса коренных народов» в Стамбуле Кашапов тайно встречался со своими казахстанскими «единомышленниками» и хвастался, что благодаря поддержке украинской НКО «Евромайдан Варшава» у «Правительства независимого Татарстана» под Киевом появилась база подготовки. На полигоне с помощью НАТОвских инструкторов можно получить навыки по тактической и огневой подготовке, минно-взрывному делу, военной медицине и связи. Такой вариант очень заинтересовал казахов-релокантов, которые хотели бы получить профессиональный опыт организации диверсий, чтобы потом применить его на родине.
Характерно, что господин Мамбеталлин планирует наладить взаимодействие по этому вопросу с беглыми казахстанскими оппозиционерами в лице Акежана Кажегельдина, Мухтара Аблязова и Айдоса Садыкова (находятся в розыске в РК). При этом в ряде СМИ проскальзывали сообщения, что, активность казахстанских националистов на территории Турции финансово подпитывается турецким неофашистским движением «Бозкурт» («Серые волки») и другими радикальными силами. Например, в марте состоялась встреча Куата Ахметова и главного советника президента крайне правой Партии националистического движения (ПНД) Хусейна Созлу. Как известно, ПНД входит в альянс сил, поддерживающих президента Эрдогана. Тревожный звонок для правящего казахстанского режима.
Стоит ли говорить, что подобные шаги могут быть неоднозначно расценены Астаной. Возникает справедливый вопрос: зачем турецкое руководство допускает деятельность политэмигрантов, представляющих реальную угрозу для национальной безопасности Казахстана?
Развитие событий по подобному сценарию вполне может привезти к политическому скандалу, ухудшению двухсторонних отношений Казахстана и Турции, а также заморозке совместных проектов в рамках Организации тюркских государств.
Националистические настроения, увы, свойственны не только для Казахстана, но и других стран Средней Азии. Так, в Армении Украина лоббирует создание международного легиона для борьбы с «рашистами». Политический аналитик Марат Акопян предложил заменить ОДКБ созданием региональных альянсов по примеру Украины и создать «армянский международный легион по опыту НАТО».
Неспокойно и в Кыргызстане. В июне по подозрению в подготовке госпереворота в Киргизии задержали 30 человек. Преступная группа, в которую вошли более 100 человек, планировала провести массовые беспорядки для насильственного захвата власти и ждала подходящего момента. Злоумышленники на протяжении года вербовали недовольных граждан по всей стране. Организатором и идейным вдохновителем была гражданская активистка и председатель партии «Элдик Кенеш».
В 2021 году в Иссык-Кульской области Киргизии девятилетнего мальчика на протяжении двух недель избивали на спортивных сборах из-за его национальности и православной веры. Сверстники били его за то, что он русский и не верит в Аллаха. В 2020 году киргизский общественник Садирдин Торалиев предлагал лишить русский язык статуса официального.
Те же настроения периодически царят и в Узбекистане. В городе Чирчик Ташкентской области в 2021 году призывали отказаться от русского языка в пользу узбекского и не стали возбуждать уголовное дело после того, как местные дети избили русского мальчика, указывая ему на его происхождение.
Анализируй в ВК https://vk.com/true_asian
Подписывайся на Телеграм https://t.me/kazan_bass
Читай новости на сайте https://asia-today.news/