Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
Наверняка у каждого есть фильм и не один, просмотренный так давно, чтобы в сознании иметь ярлык “старый”, но настолько запавший в душу и в память, что считаешь его хорошим долгое время спустя. Его хочется найти и пересмотреть ещё раз, чтобы вернуть чувства, испытанные во время первого просмотра. Наверняка, такое было у каждого кинолюбителя, и Вы без труда поймёте, о чём я толкую.
Как правило, повторный просмотр низвергает любимую ранее картину с пьедестала хорошего кино в разряд второсортных поделок. И в лучшем случае приносит немного ностальгии.
К счастью, бывает и наоборот. Смотришь давно полюбившуюся картину и понимаешь, что твою любовь она заслужила не зря и это правда Хорошее Кино.
Одной из таких картин для меня давно стала драма “Феномен” (Phenomenon) популярного в девяностых комедиографа Джона Тёртлтауба. Фильм дебютировал в кинотеатрах США 22 июня 1996 года и до России не доехал. Но позже всё же попал на отечественное телевидение, где я с ним и познакомился.
Это история Джорджа Мэлли (Джон Траволта), фермера и автомеханика из маленького городка в Северной Калифорнии, где все друг друга знают. Джордж хороший парень, и жители его уважают. Он влюблён в недавно переехавшую в городок Лейс (Кира Седжвик), но женщина не хочет новых отношений и отвергает ухаживания Джорджа, который всё же не теряет надежды.
Однажды вечером наш герой отмечал свой тридцать седьмой день рождения в баре с друзьями. Провожая одного из них, он увидел в небе вспышку, которая с шумом сбивает его с ног. Но оказывается, что ни шума ни вспышки никто не видел и не слышал.
И с этой ночи мужчина перестаёт спать. Его мозг начинает безостановочно поглощать информацию, интеллект поднимается на невероятный уровень, генерируя множество простых и гениальных идей. Джордж может за полчаса выучить язык, прочитать за ночь и запомнить дюжину научных книг, расшифровать в уме сложные военные коды, почувствовать без приборов тончайшие вибрации грядущего землетрясения… и двигать предметы силой мысли.
Первое, чем подкупает картина, это душевная атмосфера маленького американского городка. Та самая атмосфера, которую любит создавать в своих произведениях Стивен Кинг (даром, что в фильме есть и фантастический элемент). И она начнёт проявляться уже на вступительных титрах, показывая золотистые поля на рассвете или котёнка, сидящего на каком-то сельхоз инструменте.
Да, возможно сейчас и для российского зрителя это не самый убедительный аргумент в пользу фильма. Но атмосфера маленького городка с простыми людьми – это один из самых больших плюсов картины, который, вероятно, и обеспечил ей успех на родине (об этом чуть ниже).
Ну и другое очевидное достоинство – это сюжет. Он достаточно необычный и очень динамичный, хотя на первый взгляд состоит из вполне заурядных сцен. Вот герои обсуждают, как кролик снова попадает в огород Джорджа, и переходят к сложностям установки солнечных батарей. А вот Джордж помогает Лейс выгрузить её стулья ручной работы для продажи в своей автомастерской. Или видим зад доктора в окне его кабинета – так он поздравляет своего друга Джорджа с днём рождения.
Но втянувшись в эту лёгкую и душевную атмосферу Вы увидите, как все детали и мелочи, которые представляет зрителю первый акт картины, в дальнейшем предстанут в несколько ином свете. Всё изменится от дара Джорджа – в тихом городке он призведёт эффект взорвавшейся бомбы.
И это внимание к деталям и к персонажам тоже большой “плюс” фильма. За переменами, в первую очередь в людях, смотреть ведь куда интереснее. И “Феномен” это предоставит, ведь изменится не только Джордж, хотя именно его изменения будут самыми яркими и кардинальными.
Но несмотря на комедийный и мелодраматический тона фильма, последняя его треть – душераздирающая драма, за которую некоторые критики не стесняясь пинали “Феномен”, называя сюжетный твист “колоссальным поворотом не туда”. Сейчас эта фраза в определённых кругах киноманов связывается с одноимённой серией хоррор-фильмов, которая уже ко второй из семи (!) картин скатилась в дешёвый трэш. Но применительно к сегодняшнему фильму эти аллюзии не имеют никакого отношения.
Первым зрителям картина понравилась. Согласно данным сервиса CinemaScore, занимающегося исследованием рынка с 1979 года, опрошенные в кинотеатрах зрители по шкале от А+ до F оценили “Феномен” на “А-". Сегодня оценки аудитории пониже: 6.4 на IMDb и 7.5 на Кинопоиске (хотя их и не очень-то много).
Ну а критики, как по мне, явно недооценили, выдав 49 % на Томатах и 41 из 100 на Метакритик. Что, впрочем, не помешало фильму окупить затраты в 32 млн $ – только на родине сборы превысили 100 миллионов. И даже получить номинацию на “Сатурн” в категории “лучший фэнтези-фильм” (но статуэтка заслуженно ушла “Сердцу дракона”).
Лично мне финал картины никогда не казался неоправданно резким. Да, он контрастирует с началом. Да, он приземлённый, возможно, даже слишком (хотя я так не думаю). Но в том ведь и есть суть фильма. В изменениях, в принятии, в любви – том, что есть часть нашей обыденной жизни, которые порой не замечаешь или не ценишь. А потом жизнь преподносит неприятные сюрпризы.
И картина через призму феномена Джорджа Мэлли смотрит именно на эти явления с особым вниманием. Тем и ценна.
Это не говоря уже про потрясающую идею, детальный сценарий, актёрскую игру и другие кинематографические аспекты “Феномена”, которые не дадут его забыть. Да, финальный твист, разбивший мне сердце, тоже. Такие чувства способно вызвать только Хорошее Кино.