На сегодняшний день гражданин, оформивший заём в микрофинансовой организации, может столкнуться не только со сложностью своевременного возврата денежных средств, но и с проблемой странного резкого роста итоговой суммы задолженности.
Проблема кроется в том, что гражданин при заключении договора займа дал своё согласие на услуги, которые требуют дополнительной платы, помимо основной суммы займа и процентов.
Менеджеры микрофинансовых организаций в своей работе зачастую пользуются юридической неграмотностью граждан, которые обычно в спешке заключают договор.
Примеры скрытых платных услуг, которые могут включить в договор займа:
- страхование жизни и здоровья лица, получившего заём;
- если заёмные денежные средства выдавались под залог недвижимости, то могут в договоре указать дополнительной услугой страхование имущества;
- СМС-напоминание о необходимости внесения платежей по графику;
- юридическое сопровождение (консультация юриста);
- услуга по проверке банковской карты клиента для того, чтобы убедиться, что банковский счёт действительно принадлежит лицу, которому микрофинансовая организация намеревается предоставить заём;
- правовой и финансовый анализ потенциального клиента (проверка кредитной истории);
- взятие комиссии за перечисление заёмных денежных средств на счёт клиента.
На практике общая сумма таких вот дополнительных услуг может варьироваться от 3 до 10 тысяч ₽. Следовательно, окончательная сумма займа автоматически может увеличиться в зависимости от количества и суммы дополнительных услуг.
Чтобы избежать неприятных негативных последствий и не попасться на уловки менеджеров микрофинансовых организаций, необходимо сделать следующее:
- Внимательно изучить условия договора займа. Особенно обратить внимание на сумму выдаваемого займа. Проверить, совпадает ли она с суммой, которую вы хотели в итоге получить.
- Убедиться, что в договоре или в приложении к договору отсутствует графа «дополнительные услуги». Важно знать, что эти услуги могут повлиять на процентную ставку и сам размер займа.
Отказаться от ненужных платных услуг, согласно действующему законодательству РФ, можно в течении 14 дней с момента заключения договора, направив заявление в адрес организации, с которой был заключён договор.
Это заявление пишется в свободной форме. Направить его можно как в электронной форме, так и заказным письмом. К заявлению необходимо будет приложить: копию паспорта заёмщика; копию договора займа; документы, подтверждающие перечисление заёмщику денежных средств; реквизиты счёта, на который необходимо вернуть деньги.
Срок на возврат денежных средств составляет семь дней с момента получения организацией заявления от заёмщика.
В случае отказа микрофинансовой организации смело можно обращаться с жалобой к финансовому омбудсмену, Роспотребнадзор, Центральный банк РФ, саморегулируемую организацию, в состав которой входит микрофинансовая организация, Роскомнадзор, Федеральную антимонопольную службу, а также с исковым заявлением в суд общей юрисдикции.
Илья Коптяев,
основатель и директор по развитию федеральной юридической компании «Да!Банкрот», к. э. н.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной